ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
____________________________________________________________________
КИСЛОВА Т.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК 65.01
ББК 65.9(2)315
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор
А.Е. Рубцов
доктор экономических наук, профессор
Е.А. Королева
Кислова Т.А
Современные проблемы науки: Учебное пособие – СПб: ФГБОУ ВО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2015. – 117с.
В учебном пособии в систематизированном виде рассмотрены наиболее важные проблемы современного менеджмента. Большое внимание уделено основам теории менеджмента. В истории развития менеджмента особое внимание уделяется стадиям и этапам развития менеджмента. Отражены все основные элементы общего менеджмента и представлены основные понятия и особенности основных функциональных видов менеджмента.
|
|
Учебное пособие составлено в соответствии с содержанием дисциплины «Современные проблемы науки» и предназначено для магистрантов очного и очно-заочного обучения (направление Менеджмент 38.04.02 «Стратегическое управление»).
УДК 65.01
ББК 65.9(2)315
© Т.А. Кислова, 2015
© Государственный университет
морского и речного флота
имени адмирала С.О.Макарова,
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………….………..6
Глава 1: УПРАВЛЕНИЕ В НЕСПОКОЙНЫЕ ВРЕМЕНА…………………7
1.1. Использование инновационных решений………………………………7
1.2. Новаторский менеджмент в нестабильное время…………………….10
1.3. Определение менеджмента…………………………………………….13
1.4. Основные функции менеджмента……………………………………..15
1.5. Организационные результаты…………………………………………18
1.6. Мастерство менеджера…………………………………………………20
1.7. Когда мастерство подводит……………………………………………23
Глава 2: БЫТЬ МЕНЕДЖЕРОМ В НЕСПОКОЙНЫЕ ВРЕМЕНА………25
2.1. Типы менеджмента……………………………………………………..25
2.2. Что значит быть менеджером….............................................................29
2.3. Совершая прыжок: появление нового менеджера……………………30
2.4. Хотите быть менеджером? Подумайте еще раз!..................................32
2.5. Новый менеджер: тест для самопроверки. Роль менеджера
и реальность………………………………………………………………….34
2.6. Деятельность менеджеров – жизнь на высокой скорости……………36
Глава 3: НЕСТАБИЛЬНЫЕ ВРЕМЕНА – НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ…..42
3.1. Менеджмент в малом бизнесе и некоммерческих организациях…….42
|
|
3.2. Менеджмент и новое рабочее место…………………………………...44
3.3. Действующие на организацию силы…………………………………..48
3.4. Реакция на инновации…………………………………………………..49
3.5. Новые компетенции менеджеров……………………………………....50
3.6. Нестабильное время: управление кризисами и неожиданными
событиями………………………………………………………………….....52
Глава 4: МЕНЕДЖМЕНТ ЭПОХИ ПЕРЕМЕН…………………………….54
4.1. Менеджмент как наука……………………………………………………..54
4.2. Современные тенденции…………………………………………………..54
4.3. Теория систем…………………………………………………………….57
4.4. Ситуационные воззрения или концепция сопряженных
обстоятельств…………………………………………………………………57
4.5. Новейшие тенденции в менеджменте эпохи перемен………………………..61
4.6. Глобализация……………………………………………………………...63
4.7. Комплексное управление качеством ……………………………..64
4.8. Обучающаяся организация………………………………………………66
Глава 5: СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ……………………….......67
5.1. Социокультурное измерение…………………………………………...67
5.2. Социокультурная среда………………………………………………...68
5.3. Социальные ценности…………………………………………………..68
5.4. Кросскультурный менеджмент………………………………………...68
5.5. Теории культуры………………………………………………………..69
5.6. Определения понятия «культура»……………………………………..70
5.7. Уровни культуры………………………………………………………..72
5.8. Функции культуры……………………………………………………...72
Глава 6: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ…………………………………73
6.1. Тенденции в культурологии……………………………………………73
6.2. Типология культуры Шайна…………………………………………....74
6.3. Стереотипы………………………………………………………………75
6.4. Феномен менталитета…………………………………………………...77
6.5. Культурный шок экспата……………………………………………….79
6.6. Мировоззренческие различия в разных религиях…………………….81
Глава 7: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ…………………………………87
7.1. Исследования Хофстеда………………………………………………..87
7.1.1. Дистанция власти………………………………………………….90
7.1.2. Устранение неопределенности……………………………………92
7.1.3. Индивидуализм – коллективизм………………………………….95
7.1.4. Мужественность – женственность……………………………….98
7.1.5. Долгосрочность – краткосрочность ориентации……………….105
7.2. Кластеризация культур………………………………………………..107
7.3. Конвергенция и дивергенция…………………………………………110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………115
Предисловие
Современные проблемы науки (менеджмента) являются частью общей теории менеджмента, в рамках которой рассматриваются представления и закономерности распространения бурных перемен начала 21 века и их влияние на организации.
Главная цель дисциплины «Современные проблемы науки» - помочь нынешним и будущим менеджерам находить инновационные решения для проблем, с которыми сталкиваются современные организации – ежедневно или раз в жизни – во время кризиса. Мир, в котором большинству студентов придется работать менеджерами, претерпевает бурные потрясения. Зарождение кризисного управления, этической неразберихи, электронного бизнеса, быстрая смена технологий, глобализация, аутсорсинг, глобальные виртуальные группы, управление знаниями, глобальные цепи поставок и другие изменения заставили менеджеров выйти за рамки техник и идей, традиционно преподаваемых в курсах управления.
Управление в наше неспокойное время требует всей широты навыков и способностей. В рамках этой дисциплины рассмотрены и традиционные управленческие навыки, и новые области компетенции, необходимые для турбулентной среды, которая характеризуется экономической неразберихой, политической путаницей и общей неопределенностью.
|
|
Повышение эффективности управления бизнесом настоятельно требует учета менеджерами взаимодействия представителей разных культур в системах управления предприятиями, национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров, а также особенностей стран, в которых осуществляется бизнес. Кроме чисто экономических целей, сравнительный менеджмент безусловно преследует и важные социально-политические цели: его корректное применение способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур.
Глава 1: УПРАВЛЕНИЕ В НЕСПОКОЙНЫЕ ВРЕМЕНА