Является методом, выросшим на почве драматургии конца
X I X —начала XX века, и ее безоговорочное приложение к воплощению
Классического наследия, например эпохи Возрожде10
Ния, вряд ли приведет к положительным результатам. Пора,
Наконец, перестать присваивать бранную кличку формализма
Тем мастерам сцены и театра, которые идут своим путем, обогащая
Своим опытом и исканиями искусство многонационального
Советского театра...
Надо твердо помнить, что искусство переживания и искусство
Представления —двуединый процесс сценического творчества,
Только тогда достигавший победных результатов, когда
Он воспринимался и применялся во всей своей диалектической
глубине, полноте и гармонии≫.1
В этих словах содержалась прямая ревизия одного из основных,
Решающих пунктов системы Станиславского, который
Резко разграничивал искусство переживания и искусство представления.
Бебутов сливает их в двуединый процесс.
|
|
С критикой догматического понимания основ системы неоднократно
Выступал Р. Симонов.
Он писал: ≪Нашему театру нанесли большой вред разного
Рода толкователи и лжепоследователи школы переживания.
Не случайно в спектаклях, поставленных на этой основе, мы
В последние годы видели мало актерских удач. Образ, характер,
То есть самый главный результат работы над ролями,
Остается не достигнутой вершиной. Создатели спектакля, режиссеры
И актеры топчутся вокруг переживания или даже переживают
(может быть, очень искренне), а зрителю до этого никакого
Дела нет. Такой театр сегодня никого не заражает и не
волнует. И это достойный венец работе догматиков≫.2
Разумеется, подобные утверждения, а их можно продолжить,
Не оставались без ответа. Каждое вызывало несогласие, критику,
Новые теоретические аргументы. Однако дело не сдвинулось
Бы с мертвой точки схоластических и умозрительных рассуждений,
Не пошло бы дальше искусного фехтования цитатами
Из самого Станиславского, если бы не нашлись люди и театры,
Которые практически доказали плодотворность системы. Для
Этого нужно было действительно преодолеть ряд психологических
Предубеждений, инерцию накопленных привычек, догматизм
В толковании творческих принципов основателя Художественного
Театра.
Прежде всего нужно было сроднить систему, метод с новыми
Задачами, которые встали перед искусством, и с новой
Драматургией. Попросту говоря, следовало проявить новаторский
|
|
Дух и сдвинуть корабль с мели, где он сидел довольно
Прочно. В защите, развитии и творческом применении системы