Однако нужно применять ее творчески, используя заветы Станиславского-
Педагога и Станиславского-постановщика.
1 ≪Театр≫, I960, № 2, с. 48.
На избранном пути такие спектакли, как ≪Идиот≫ Ф. Достоевского
с И. Смоктуновским в роли князя Мышкина, ≪Пять
вечеров≫ А. Володина, ≪Воспоминание о двух понедельниках≫
А. Миллера, где тончайший психологизм, абсолютная органика
Актерского бытия в образе и четкая постановочная форма находились
В полной художественной гармонии.
Товстоногов ощущал встречное движение двух линий в искусстве
Театра, искал обогащение выразительных средств театра
На стыке строгой мхатовской эстетики и постановочных принципов
ее творческих ≪противников≫. Он свободно пользовался театральностью,
Условным приемом, смело шел на резкое обострение
сценических красок еще в ≪Помпадурах и помпадуршах≫,
потом в ≪Лисе и винограде≫, потом в ≪Синьоре Марио...≫,
в спектакле ≪Когда цветет акация≫, подчиняя авторскому стилю
|
|
и психологической правде характеров вполне условные решения:
ведущих в ≪Акации≫, обособление двух планов в ≪Марио≫,
сатирические метафоры в ≪Помпадурах≫.
Проблемы театральности занимали в то время не одного
Товстоногова. Само слово ≪театральность≫ звучало как заклинание,
Употреблявшееся к месту и без места.
Поиски театральности применительно к психологическому
Искусству не всегда увенчивались успехом. Подчас режиссерам
Казалось (видимо, они подпадали под власть заклинаний о театральности),
что необходимо обострять, ≪театрализовать≫ те
пьесы, течение которых было внешне спокойным, ≪излишне≫,
Что ли, жизнеподобным.
Это искушение было сильно даже у последовательных приверженцев
Школы психологического реализма. О работе над
теми же ≪Пятью вечерами≫ в ≪Современнике≫ О. Ефремов
писал: ≪Мы попытались решить пьесу как сказку, сделали голубые
Декорации, все было искренне, благородно, красиво...
А автор нашего спектакля не принял и с присущей ему прямотой
заявил, что не писал этой пошлятины≫.1
В ≪Открытом письме Николаю Охлопкову≫ Товстоногов привел
в качестве отрицательного примера спектакль ≪Обрыв≫ режиссера
М. Гершта, где ≪на рояле играют Рахманинова, Глиэра
И других композиторов, имеющих с Гончаровым весьма сомнительное
сходство≫. Это было написано в 1960 году, когда сам
Товстоногов поставил на условную конструкцию рояль, сопровождавший
|
|
действие ≪Иркутской истории≫.
Н. Охлопков в своем ответе Товстоногову не преминул воспользоваться
Неудачной попыткой оппонента условным приемом
Решить пьесу А. Арбузова.