Авторского материала и реальной жизни.
Так, трудно шли репетиции ≪Беспокойной старости≫ Л. Рахманова,
Пьесы, имеющей содержательную сценическую историю.
Товстоногову справедливо казалось, что многие мотивы
Этой пьесы, написанной более чем за тридцать пять лет
До его постановки, не во всем совпадают с нашим нынешним
1 ≪Нева≫, 1956, № 6, с. 141—48.
2 ≪Литературная газета≫, 1962, 17 февраля.
3 ≪Литературная газета≫, 1967, 4 января.
Историческим опытом. Характер Полежаева он видел более значительным,
Его путь к революции более сложным, обстановку
Вокруг фигуры Полежаева более драматичной.
Он искал сценические пути прохода через пьесу к исторической
Точности, к воссозданию реальной атмосферы времени
Революции.
Здесь обнаруживается новая точка пересечения индивидуальных
Свойств режиссера с одной из устойчивых тенденций развития
Театра последних десятилетий. Казалось, что режиссер может
Подменить автора, заменить его, что права и возможности
Режиссуры неограниченны, что на ее улице настал безудержный
Праздник.
Время, однако, показало, что искусство режиссуры обладает
Свойствами и возможностями, которые дают богатые плоды
(и с очевидностью говорят о самостоятельности режиссера
Среди создателей спектакля) даже в том случае, когда режиссер
Добровольно подчиняет себя авторскому замыслу.
Эту традицию заложил Художественный театр, опыт которого
Всегда высоко ценил Товстоногов.
Еще одна важная и устойчивая тенденция развития театра
Выявляется в возрастающей роли литературы.
Речь идет не только о том, что желательно видеть репертуары
Театров составленными из произведений высокого литературного
Уровня. Это, так сказать, внешний признак. Главное
То, что с приходом режиссера в его современном качестве существенно
Изменились взаимоотношения между театром и литературой.
Спектакль стал сравним с романом или повестью,
Ибо обрел возможность воссоздавать образ мира и анализировать
Отдельный характер или ситуацию с той степенью скрупулезности,
Которая раньше была доступна только литературе.
Технологически это стало возможным за счет действенного режиссерского
Анализа произведения, в ходе которого, сопоставляя
Пьесу и реальную жизнь, режиссер разбивает произведение
на цепь событий, поступков, действий, доходя до ≪атомного≫
Уровня. Дальше действие не дробится. Этот режиссерский мет
О д —монопольная принадлежность театра психологического
Реализма.
Театр сближается с литературой по эстетической емкости,