отмечена критиками как решающая в успехе спектакля. ≪Очев
и д н о,—писал П. Громов,—что успех новой постановки ≪Оптимистической
трагедии≫ объясняется, в первую очередь, тем, что
Режиссер и актеры нашли в этой пьесе богатый, жизненно сложный
Материал для создания полноценных, резко индивидуализированных
Образов-характеров и что именно возможность напряженных
душевных усилий, необходимых для ≪разгадывания≫
А. В. Л у н а ч а р с к и й. О театре и драматургии, т. 1. М., 1958, с. 691.
П. А. М а р к о в. О театре, т. 1. М., 1974, с. 321.
Жизненной логики этих характеров, именно внутренняя обоснованность,
Правда человеческих судеб при самых причудливых
их поворотах и привлекает в этом случае зрителя в театр≫.1
Утверждая роль режиссера в театре, Товстоногов выступает
Против режиссерского своеволия, когда оно становится самоцельным.
Товстоногову, как большому художнику, свойственна обостренная
Чуткость к изменениям в художественной жизни, к тем
Процессам, которые происходят в самом близком ему искусстве
—в искусстве театра.
Товстоногов был одним из тех, кто выступал за утверждение
Ведущей роли режиссера, выступал с позиций человека, уверенного,
Что только режиссер ведет сегодня театр, что только он
определяет сегодня успех. В 1962 году он писал не без раздражения:
≪Надо окончательно договориться о месте режиссера
в театре. Режиссера, как и полководца, не выбирают≫.2 Вот
какие сопоставления, вот какая категоричность!
Через пять лет он предупреждает и прогнозирует: ≪Примат
Режиссера стал нынче модным. Появилась тенденция некоего
режиссерского ≪самовыявления≫, особенно в спектаклях совсем
Молодых и несомненно талантливых режиссеров. Они находят
Неожиданные, смелые художественные решения, у них есть определенность
Гражданской позиции, и в то же время в их спектаклях
Редки яркие сценические портреты, характеры... Это холодные
Произведения, подчиненные мысли, не согретые дыханием
Большого человеческого чувства.
Сегодня это модно. В завтрашнем театре, я уверен, эта
мода пройдет≫.3
Власть режиссера должна, по мысли Товстоногова, быть
в творческом плане разумно ограничена, вернее, подчинена задаче
Сценического выявления замысла драматурга. Это для
Него непреложная истина, символ веры.
О том, что режиссер обязан идти в ногу с автором, что цель
И смысл его работы —воплотить замысел автора, Товстоногов
Твердит почти назойливо. Он повторяет эту мысль в статьях,
Докладах, на занятиях со студентами и молодыми режиссерами.
Когда ему кажется, что он вынужден идти против автора,