вооружение кое-что из художественного арсенала своих ≪погубителей
≫.
Разрыв между ≪представлением≫ и ≪переживанием≫, между
Формой и содержанием, шире —между условностью и реализмом,
Который беспокоил многих вдумчивых режиссеров нашего
Времени, преодолен ими за счет обогащения психологического
Реализма метафорическими постановочными средствами.
Длительный процесс взаимопроникновения художественных
Течений в искусстве театра идет с начала 1920-х годов. Казалось,
Что, когда непримиримо противостояли друг другу, скажем,
М Х А Т и ≪левые≫ театры, ни о каком взаимовлиянии и
Речи быть не могло, что жизнь ведет к резкой обособленности.
Но уже тогда внимательные и чуткие наблюдатели театральной
Жизни, завидной критической способностью которых было
умение стать выше ≪школ≫, отмечали взаимную тягу различных
театральных формаций. ≪Так называемые ≪левые≫ театры,— писал Л у н а ч а р с к и й,—вовсе не пугаются крепкого сценического
|
|
Реализма, словно черт ладана; и, обратно, некогда считавшаяся
≪чертовщинкой≫ условность находит себе гостеприимство на старых
сценах≫.1
Отмечал этот процесс и П. А. Марков в своей книге 1924 года
≪Новейшие театральные течения≫, анализируя спектакли, художественная
ткань которых подсказывала, что ≪рождаются и
Куются новые течения, которые придут на смену только психологическому,
Только эстетическому, только революционному театру
≫.2
Это именно процесс, свойство исторического развития театрального
Искусства, которое не может исчезнуть, хотя в каждый
Период принимает свои формы. Возникшая и обособившаяся
Художественная система неизбежно со временем вступает в художественный
Контакт с некогда противостоявшей творческой
Системой.
Излишняя забота о ≪чистоте≫ направления, метода, творческого
Лица или национального своеобразия всегда приводит
К догматизму и творческому оскудению.
Товстоногов, верящий в притягательную силу тонкого психологического
Исследования характеров, уверенно брал на вооружение
Многое из того, что было накоплено театральным искусством
В годы его театральной юности. Товстоногов не нарушал,
скажем, традиций масштабного, романтического решения ≪Оптимистической
трагедии≫, не пренебрег известными средствами
Сценической выразительности, присущими этой стилистической
Манере, но сумел наполнить спектакль таким богатством психологических
|
|
Подробностей, которые ранее тут и не подозревались.