В постижении исполнителями стиля автора, но все были единодушны
в том, что ≪спектакль Г. Товстоногова с И. Смоктуновским
Во главе будет особо отмечен в истории нашего театра и
в истории усвоения Достоевского нашей культурой≫ (Н. Берковский).
Сейчас, по прошествии почти двадцати лет, трудно непосредственно
Уловить эмоциональное, возбуждающее действие этого
Спектакля. Но оно было, и было громадным. Товстоногов выступал
Как новатор мысли, как человек, с особой остротой и без
Какого-либо упрощения связавший нравственные искания русской
духовной культуры со своим временем. ≪Идиот≫ был спектаклем
Глубочайшего и активного гуманизма —это была позиция
Театра, режиссера.
Впрочем, и с точки зрения собственно сценической, ≪технологической
≫ спектакль имел немаловажное значение в творческом
Развитии режиссерских принципов и приемов Товстоногова.
Здесь были продолжены поиски того режиссерского метода,
Который смотрит на спектакль как на роман жизни.
Режиссер искал способ придать непрерывность течению сценической
Жизни, сделать логичными и незаметными переброски
мест действия, сценически передать движение героев, ибо ≪у автора
очень многое происходит как бы на ходу...≫ В результате
Поисков, отказа от вращающегося сценического круга родилось
То решение, которое принципиально удовлетворяло постановщика.
Оно было связано с реакциями, с эмоциональным состоянием
главного героя. Оно стало существенным. ≪Вот М ы ш к и н, — рассказывал впоследствии режиссер,—начинает монолог, ме1
≪Театр≫, 1958, № 6, с. 74.
Ю. С м и р н о в - Н е с в и ц к и й. Ключ к образу. Л., 1970, с. 41.
Няется освещение, луч прожектора освещает только лицо, и...
Наш герой неожиданно для самого себя (именно это обстоятельство
Подчеркивает автор) обнаруживает, что он очутился в темном
подъезде гостиницы ≪Весы≫, где его ждет роковая встреча
С Р о г о ж и н ы м... Этот прием, который, кстати, пришел не сразу,
Стал принципом решения спектакля, когда мы, как бы следуя
За Мышкиным, переходим от картины к интермедии, а от интермедии
вновь к следующей сцене≫.1
Немаловажное значение имел спектакль и для развития той
линии актерского искусства, которую в ≪Идиоте≫ определил
И. Смоктуновский. Режиссер угадал в нем Мышкина, укрепил
Его манеру, придал индивидуальным качествам талантливейшего
Артиста значение глубокое и —как выяснилось после премьеры
—всеобщее, принципиальное. Можно сегодня, однако,
сказать и о том, что спектакль ≪Идиот≫, при всем конкретно-
Историческом взгляде на роман, которым руководствовался постановщик,