Обращение к пьесе М. Горького само по себе свидетельствовало
О неслучайности выбора, о принципиальном желании режиссера
Продолжить в новых условиях репертуарную традицию
Театра.
Товстоногов приступил к ≪Варварам≫, когда традиция истолкования
Горьковской драматургии превращалась порой
В схему, когда Горький-публицист заслонял Горького —социального
Психолога. Товстоногов, не желая извлекать из пьесы
Удобную мораль, увлекся возможностью показать на материале
Горьковской пьесы сложную духовную борьбу за победу человеческого
В человеке. Путь к тонкому психологическому анализу
Был определен социальной задачей, ибо нельзя утверждать
Человечность, минуя самого человека, общественные условия
Его жизни. Варварство в товстоноговском спектакле представало
Не только в том, что со сцены мы видели родительский
Эгоизм, примеры уездного одичания, но прежде всего во внутреннем
|
|
Движении каждого образа спектакля, движении, которое
Определялось для большинства героев безуспешными поисками
человечного в человеке, гармонии в душе. Трагедия ≪Варваров≫
Была в том, что неизбежно и неостановимо, вне зависимости от
Субъективной воли того или иного персонажа, все главные
Герои двигались к своей гибели: физической, как Надежда, моральной,
Как Черкун, психологической, как Монахов.
Когда мы говорим, что традиция истолкования горьковской
Драматургии окостенела, что в Горьком публицист, социальный
Аналитик стал превалировать над психологом и художником, то
Может сложиться впечатление, что режиссерские искания, и
В частности поиски самого Товстоногова, уводили от социальной
Содержательности, от исторически обусловленного анализа действительности,
Отраженной в драматургии классика пролетарской
Литературы. Однако это был бы поверхностный взгляд. На
Самом же деле режиссеры, освобождаясь от штампов и привычных
Путей подхода к драматургии Горького, хотели найти ее
Сущность, минуя прямолинейные и поверхностные решения.
Весь путь театра, все поиски режиссеров так или иначе были
Устремлены к тому, чтобы через подробнейший анализ жизни
Человеческого духа, через раскрытие сложнейших психологических
Коллизий прийти к широким социальным обобщениям,
К историческому взгляду на прошедшую жизнь. Истинная современность
В трактовке классики заключалась не в переброске
|
|
Шатких мостиков —прямолинейных аллегорий между прошлым
И настоящим, а в художественно совершенном выражении современного