реализма. Режиссура ≪Мещан≫ свидетельствует, что постановщик
обрел универсальный способ ≪сыграть≫ время, выразить
Его глубинные социальные контрасты всей системой художественных
Средств и образов спектакля, не полагаясь только
На помощь (но, естественно, и не отвергая ее) отдельного героя.
≪Мещане≫ Товстоногова просто были первыми —в этом их
Историческое значение, в этом открытие режиссера, а затем последовали
такие спектакли, как ≪На дне≫ в ≪Современнике≫,
В Рижском театре русской драмы и в Драматическом театре города
Горького, ≪Последние≫ в Рижском тюзе, ≪Мать≫ на Таганке,
≪Достигаев≫ в Малом театре.
Вокруг названных спектаклей возникали аналогичные споры,
Но литературоведческие концепции были уже бессильны перед
Художественной реальностью искусства. Открыв нового Горького
Для себя, Товстоногов помог ему утвердиться в искусстве
Советского театра.
Особая убедительность этого открытия подкреплена тем, что
|
|
в работе над ≪Варварами≫ и ≪Мещанами≫ Товстоногов опирался
На сложившиеся традиции в истолковании драматургии М. Горького,
которые обеспечили ей памятные победы 1930-х годов. ≪Осмысление
Классики с позиций современности,—писал Товстоног
О в,—д о л ж н о идти по существу, а не по периферии. Стремление
Сделать во что бы то ни стало не так, как делали другие,
Кажется мне искусственным. Любая новация должна быть продиктована
Необходимостью логики, должна лежать в природе
Материала и находиться в русле принципиального решения...
Должно меняться освещение картины, а контуры рисунка мог
у т оставаться прежними≫.1
Глубина новой трактовки, новое ≪освещение картины≫ заключалось,
Разумеется, не в низведении образа Нила до некоего
Второстепенного значения, не в попытке его развенчания за
Счет умаления личных качеств героя. Такая задача режиссером
не ставилась. Суть нового была в том, что ≪Мещане≫ были поняты
Как историческая трагедия, которая рассматривает критический
Момент в движении человечества. Семейная хроника, по-
Своему глубокая и многозначительная, пропитанная острым
социальным чувством,—так понимались ≪Мещане≫ по сложившейся
Театральной традиции —стала исторической хроникой
Шекспировского толка. Недаром многие писавшие и говорившие
Об этом спектакле поминали имя Шекспира и предрекали режиссеру
Скорую работу над произведениями английского классика.
|
|
До ≪Генриха IV≫ Товстоногов почти не имел практического
Опыта работы над шекспировской драматургией, если не считать
спектакля ≪Много шума из ничего≫, поставленного в 1940