Редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

Анализ учебно – методического комплекса для 5 – 9 классов

Общеобразовательных учреждений «Русский язык» под

редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

(образец №1)

УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта соответствует требованиям образовательного стандарта и рекомендован для общеобразовательных учреждений.

Важной отличительной особенностью этого учебного комплекта является рациональное распределение теоретического материала, обеспечивающее равномерность нагрузки с 5 по 9 класс. Систематический курс морфологии, как и в других учебниках, рекомендуется изучать в 5 -7 классах, но последовательность изучения частей речи существенно изменена: в 5 классе учащиеся осваивают глагол, существительное и прилагательное, в 6 –причастие, деепричастие, числительное и местоимение, а в 7 – наречие и служебные части речи. Опыт работы показывает, что такой подход к распределению морфологического материала способствует более успешному его усвоению. К примеру, тема «Глагол», достаточно сложная для пятиклассника, изучается не в четвертой четверти, когда результативность обучения самая низкая, а в третьей. В конце года предлагается изучать прилагательное, которое обычно учащимися 5 класса усваивается легче, чем глагол.

Много вопросов может вызвать изучение тем «Причастие» и «Деепричастие» в 6 классе. По мнению большинства учителей, эти темы сложны даже для восприятия семиклассников. Решить проблему помогает нетрадиционный подход к преподаванию теории лингвистики. В учебнике 5

класса, помимо нового материала, отмеченного значком «карандаш», авторы вводят рубрику «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст», где теория предлагается в виде текста научного стиля, адаптированного для пятиклассников и разбитого на микротемы. Осмысленное выразительное чтение, распознавание структуры научного текста, отслеживание в нем развития основной мысли становится необходимым элементом каждого урока в 5 классе. За чтением обычно следуют вопросы, конкретизирующие микротемы лингвистического текста и помогающие учителю понять, на каком этапе у детей возникают трудности. После обсуждения учащимся дается задание пересказать текст. Если пересказу систематически уделяется должное внимание, то со временем пятиклассники овладевают навыком обработки и переложения лингвистического текста и усваивают необходимые термины. В 6 классе рубрика получает новое название:

«Читайте и пересказывайте лингвистический текст». Это следующий этап в работе с теоретическим материалом, предполагающий более высокий уровень развития учащихся. Тексты становятся сложней и больше по объему, но принцип доступности сохраняется: все объясняется логично и доходчиво и иллюстрируется примерами. Так постепенно проводится подготовка к восприятию более сложного материала – тем «Причастие» и «Деепричастие».

Важная роль в освоении новых тем отводится также рубрике «Возьмите на заметку».

В 7 классе появляется новая рубрика «Рассуждайте на лингвистические темы». Учащимся предлагается проанализировать примеры, данные в рубрике, и на основе анализа подготовить сообщение по изучаемой теме. Это достаточно сложный и интересный вид самостоятельной работы, он развивает навыки анализа, обобщения и систематизации информации.

Особо следует сказать о разделах «Фонетика» и «Орфоэпия». Они изучаются в 5 классе и повторяются в 6 и 7 классах. Кроме того, каждый морфологический раздел завершается темой «Произношение…», где рассматриваются орфоэпические особенности различных частей речи. УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта – один из немногих, где есть сведения о редуцированных гласных. В 5 классе информация о них носит ознакомительный характер (п.7), зато в учебнике 6 класса в разделе «Приложения» есть таблица «Трудные случаи

фонетического и орфоэпического разбора. Гласные звуки» (стр. 286), которая поможет учащимся усвоить правила употребления редуцированных звуков и производить фонетический разбор без ошибок.

Разделы «Лексика», «Морфемика» и «Словообразование» изучаются в 5 и 6 классах в полном объеме с учетом внутрипредметных связей. Необходимо отметить, что внутрипредметная интеграция – характерная особенность УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Все разделы лингвистики даются в тесной взаимосвязи, что способствуетформированию системного восприятия у учащихся. К примеру, в 6 классе есть раздел «Словообразование частей речи» (п. 13 – 20), куда, помимо словообразовательных тем, входят и орфографические: «Правописание сложных имен прилагательных», «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных», «Правописание приставок ПРЕ- и

ПРИ». Работа со словарными словами также ориентирована на внутрипредметные связи. Трудные случаи написания даются в рубрике ЗСП (аббревиатура, указывающая на основной метод работы: восприятие лексического значения слова (З), осознание его структуры (С) и правописание (П)). Рубрика состоит из 6 – 8 слов и включает не только непроверяемые написания, но и проверяемые, по какой-либо причине вызывающие трудности у учащихся. Дети, как правило, с удовольствием работают с этой рубрикой, так как в основе работы не зубрежка, а «раскрытие секрета» слова. За год вводится примерно 120 слов, что составляет солидный запас.

Синтаксис изучается в 5 классе (пропедевтический курс) и в 8 – 9 классах (систематический курс).

Важное место в УМК занимает анализ художественного текста, подробно изучаются изобразительно – выразительные средства. Темы по развитию речи в каждом классе вынесены в конец учебника и составляют логичную концентрическую систему. В основе этой системы три

группы понятий (стиль речи, тип речи, текст и его строение), с которыми учащиеся знакомятся в 5 – 7 классах, постепенно расширяя знания внутри каждого концентра. Упражнения по развитию речи носят развивающий характер, активизируют в детях творческое начало, способствуют совершенствованию форм самовыражения в слове.

Серьезное внимание уделяют авторы учебника и работе со словарями. Толковый, орфографический, орфоэпический, словообразовательный, этимологический словари, словари синонимов, антонимов – это постоянные адреса, по которым приходится обращаться учащимся в процессе решения лингвистических задач и поиска ответов на вопросы, содержащиеся в упражнениях. Учебники с 5 по 9 класс содержат богатый справочный материал, куда входят планы и образцы разборов, фрагменты различных словарей, трудные случаи орфографии, схемы и таблицы.

К бесспорным достоинствам УМК следует отнести рубрику «Ученые –лингвисты». Параллельно языковым темам вводятся сведения о выдающихся ученых, работавших в той области языкознания, которая изучается на данном этапе. Это существенно расширяет кругозор учащихся и актуализирует патриотический аспект в обучении.

Говоря о достоинствах УМК, нельзя не упомянуть и об одном существенном недочете: насыщенный теоретический блок не всегда подкреплен достаточным количеством упражнений на отработку практических навыков (темы «Личные окончания глаголов», «Гласные в корнях с чередованием» и др.).

В целом учебник соответствует требованиям ФГОС ОО к предметным результатам освоения предмета «русский язык».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: