общеобразовательных организаций В.В. Бабайцевой «Русский язык»

(образец №2)

Учебно-методический комплекс по русскому языку, разработанный под руководством профессора В.В. Бабайцевой, успешно применяется в школьной практике уже более десяти лет.

В 6-7 кл. осуществляется продолжение и завершение систематического изучения морфологии. В 7 классе предусматривается изучение причастия, деепричастия, предлога, союза, частицы и междометия. Все части речи по программе В.В. Бабайцевой изучаются линейно. Причастие и деепричастие выделяются в качестве самостоятельных частей речи. Для педагогов не является новостью то, что при изучении именно этих частей речи учащиеся

испытывают наибольшие затруднения.

Чем же помогает учебно-методический комплекс и чем затрудняет работу учителя-практика?

Теоретические сведения систематизированно изложены в учебнике «Русский язык. Теория. 5-9». В этой части учебно-методического комплекта материал изложен логично, исчерпывающе полно. Учебник дает возможность использовать разнообразные приемы работы с теоретическим материалом, позволяет учителю организовать самостоятельную работу учащихся на разных этапах обучения. Но есть один минус – книгу элементарно неудобно носить на каждый урок, масса портфеля итак уже представляет угрозу для здоровья школьников, в кабинете тоже не оставишь: учебник необходим при выполнении домашнего здания.

Для выполнения практических заданий предназначен сборник «Русский язык. Практика. 7».Связать содержание учебника и сборника «Русский язык. Практика. 7» призваны опорные материалы, в концентрированном виде отражающие основное содержание изучаемого в данный момент параграфа учебника «Русский язык. Теория. 5-9» и включающие в себя термины и ключевые слова, образцы рассуждений, которые помогают ученикам строить ответ.

Овладение орфографическими нормами сопряжено с изучением морфологии и представлено в учебно-методическом комплексе таким образом, что использующим учебник предоставлена возможность совместить теоретическую и практическую направленность курса русского языка.

Достаточно разнообразны и ранжированы по степени трудности задания по орфографии, хорошо продумана их последовательность: сначала отрабатывается алгоритм применения правила, одновременно учащиеся осваивают графическое обозначение орфограмм; затем правило отрабатывается на словах без пропуска букв, что позволяет запомнить облик слова, далее предлагаются слова с пропуском или выбором букв. Следующий этап – работа с текстом, затем – диктовка. Материал для упражнений отобран тщательно. Но, к сожалению, в сборнике «Русский язык. Практика» мало заданий строится на основе текстов. Обращение к текстам, главным образом,предполагается при работе с пособием Е.И. Никитиной «Русская речь», где основное внимание уделяется тексту как важнейшей единице речи: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам.

Значительное внимание уделено словарно-орфографической работе, в сборниках задач и упражнений последовательно этот аспект реализуется последовательно и предполагает наличие ряда этапов в работе со словами, имеющими традиционное или труднопроверяемое написание. «Трудные» слова выделены крупным жирным шрифтом, напечатаны на полях сборников, данный прием позволяет запомнить графический «облик» слова.

Материал на полях учебника помогает проводить работу по обогащению словарного запаса школьников, по орфоэпии, по уяснению значения слов и усвоению норм их лексической и грамматической сочетаемости. Вообще, методический аппарат сборника выверенный, задания, предлагаемые для тренировочных упражнений, разнообразны, сформулированы четко, при необходимости сопровождаются образцами выполнения. Все это отвечает основным дидактическим принципам «от неизвестного - к известному», «от простого - к сложному». Несомненным достоинством учебника «Русский язык. Практика» является также наличие специальных разделов «Повторим орфографию» и «Повторим пунктуацию», позволяющих совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Развивать навыки связной речи позволяет пособие «Русская речь» Е.И. Никитиной. Изучение речеведческих понятий тесно связано с изучением морфологии. Так, в 7 классе данная связь особенно тесно осуществляется при изучении тем «описание действия» - при изучении деепричастия, «Союз – морфологическое средство связи частей и предложений в тексте». Тексты, представленные в пособии, подобраны достаточно удачно: они информационно насыщены, разнообразны по стилистической принадлежности, принадлежат перу писателей-классиков и лучших современных авторов, имеют ярко выраженную воспитательную направленность и при этом лишены излишней назидательности. Вообще представляется, что именно это пособие является в комплексе самым удачным, ни для кого не секрет, что его в своей работе используют многие учителя, преподающие по другим учебникам.

Авторы, опираясь на лингвометодическую концепцию, предлагают рассмотрение 12 частей речи по классам: 5 кл. – имя существительное, 6 кл. – имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, наречие, 7 кл. – причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Вынесение темы «Наречие» для изучения в курсе 6 класса представляется затруднительным, т.к. орфограммы, связанные с этой частью речи, сложны для восприятия школьников. Хотелось бы, чтобы при корректировке учебника авторы больше внимания уделили межпредметным связям, увеличили количество таблиц и схем, поясняющих орфографические и пунктуационные правила, привлекали для работы больше поэтических текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: