Психотерапия

Психотерапия является одним из наиболее важных компонентов программы реабилитации и осуществляется не только специалистом - психотерапевтом, но и всем персоналом посредством как прямого, так и косвенного воздействия на больного. Это обусловлено тем, что психологические факторы играют важную роль в реабилитации больного или инвалида: многие заболевания последствия травм сопровождаются эмоциональными расстройствами, «катастрофическими реакциями» на происходящее, депрессивными и ипохондрическими проявлениями, ведь в результате заболевания или травмы нарушаются или полностью разрушаются привычные «профессиональные и бытовые связи, возникает феномен социально - бытовой, психологической и материальной зависимости от окружающих», что в конечном итоге создает серьезные препятствия для успешного проведения реабилитации. Следует также учитывать, что тяжесть эмоционального стресса не связана напрямую с тяжестью двигательных, речевых и когнитивных нарушений, а главными факторами, способствующими развитию психоэмоциональных нарушений, являются внезапность развития, позднее начало реабилитационных мероприятий, страх перед зависимостью от окружающих, реакция на инвалидизацию, потеря финансового и социального статуса. Поэтому всегда следует помнить, что психологические факторы играют очень важную роль в реабилитации больных, оказывая при этом мощное влияние на многие стороны лечебно-восстановительного процесса.

Согласно В. П. Зайцеву (2007), при острых заболеваниях (инфаркт миокарда, инсульт, тяжелая операция) в динамике психического состояния больного выделяют три основных этапа:

Первый этап (длительностью около недели) характеризуется психическими изменениями преимущественно соматогенного характера. Преобладают страх смерти, тревога, растерянность, двигательное беспокойство, нарушения сна. В отдаленных случаях развиваются преходящие психотические состояния.

Второй этап (до 2—3 месяцев) характеризуется тем, что в это время формируется психологическая реакция на болезнь, «больные все в большей мере начинают осознавать всю глубину постигшего их несчастья»,что требует больших адаптационных усилий.

Третий этап характеризует отдаленный период заболевания в плане формирования последующей успешной психологической реадаптации либо формирования психопатологических изменений в виде невротических реакций на болезнь (депрессивная, фобическая, истерическая и др.) или патологического развития личности.

Успех реабилитации будет определяться правильным восприятием самим больным последствий болезни или травмы и активностью его участия в реабилитационных мероприятиях.

Основные задачи психотерапии как средства реабилитации:

• изменение в результате восприятия больным своего состояния и разъяснение перспектив предстоящего процесса реабилитации;

• достижение положительной мотивации больного на активное участие в процессе реабилитации для последовательного уменьшения зависимости от постороннего ухода, восстановления самообслуживания, передвижения и, при возможности, возвращения хотя бы в частичной мере к общественно-полезному труду;

• косвенное психотерапевтическое подкрепление проводимых методов биологической терапии, т. е. психотерапевтическое опосредование и потенцирование различных ее видов — «малая психотерапия» по К. И. Платонову;

• помощь в преодолении неврозоподобных, депрессивных и ипохондрических осложнений перенесенного заболевания или травмы;

• облегчение приспособления больных и членов их семей к дальнейшей жизни в условиях сформировавшегося физического дефекта и функциональных ограничений в резидуальной стадии болезни, т. е. перевод больного из состояния патологической адаптации к адаптации физиологической;

Таким образом, психологическая реабилитация направлена на:

• выработку у больного мотивации на реабилитацию, на выздоровление, на возвращение к труду, в семью, в общество;

• преодоление (смягчение) нервно-психических нарушений;

• коррекцию личностных особенностей человека (если болезнь усугубляет некоторые его индивидуальные особенности). Психотерапевтические занятия могут быть инди­видуальными, групповыми и коллективными.

Методы психотерапии

Индивидуальная рациональная психотерапия

• Индивидуальная рациональная психотерапия направлена на нормализацию эмоциональноволевой сферы, коррекцию неврозоподобных и поведенческих нарушений и, как правило, начинается с первой (иногда второй) недели заболевания, во всяком случае, после завершения острого периода болезни. При индивидуальном знакомстве психотерапевту необходимо установить прочный контакт с больным, разъяснить ему сущность его заболевания, приободрить его, внушить ему веру в свои силы и возможность выздоровления. Безусловно, в процессе индивидуальной работы учитываются особенности каждого пациента, что позволяет проникнуть во внутренний мир больного, выяснить характер его переживаний (Демиденко).

Коллективная психотерапия

Коллективная психотерапия проводится в стационарном отделении, в палате среди пациентов со сходным клиническим синдромом. Больные знакомятся друг с другом, происходит обсуждение сложившейся в результате болезни ситуации. Психотерапевтом применяются методы рациональной психотерапии, коллективного обсуждения, аутогенной тренировки и др

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия предполагает взаимодействие больных внутри группы, обмен опытом преодоления последствий заболевания или травмы. То есть, в большей степени имеет место самостоятельное общение и взаимовлияние больных внутри группы, происходит формирование адекватного отношения пациента к своей личности, активизация участия в реабилитационных мероприятиях. Данный вид психотерапевтического воздействия направлен на реализацию вышеперечисленных задач в трех аспектах: познавательном, эмоциональном и поведенческом

При некоторых заболеваниях, в частности при мозговом инсульте, большое значение имеет такой вид психотерапии, как «клуб бывших пациентов». Больные с последствиями одного заболевания (например, мозгового инсульта) встречаются спустя 4—6 месяцев после начала заболевания, обсуждают свои проблемы, делятся опытом преодоления последствий болезни, поддерживают эмоционально друг друга.

Семейная психотерапия

Важное место в системе психологической реабилитации занимает семейная психотерапия, так как часто сами члены семьи нуждаются в проведении психотерапии из-за возникшей у них социальной и психической дезадаптации, связанной с тем, что их родственники получили тяжелое заболевание или травму, стали обездвиженными; требуют к себе повышенного внимания, не считаются с интересами и возможностями своих близких. Вместе с тем, родственники больного нередко сами дают невротическую реакцию на болезнь близкого им человека, появляется чувство вины, страх потерять больного. Поэтому семейная психотерапия предполагает создание благоприятного психологического климата в семье, что должно стимулировать ход восстановления здоровья больного.

Музыкотерапия

Одним из методов психотерапии можно считать музыкотерапию, которая применяется с целью положительного эмоционального настроя самостоятельно или как фон в процессе аутогенной тренировки. Это может быть как реабилитационное воздействие с использованием музыки и музыкального воспитания путем обучения инвалидов музицированию на различных музыкальных инструментах или пению (соло, дуэт, хор), так и прослушивание музыки в качестве психотерапевтического сеанса. Ведь доказано, что классическая музыка благотворно влияет на центральную нервную систему человека, повышает его интеллектуальные способности, вызывает чувство оптимизма и благотворно сказывается на процессе реабилитации.

При депрессии и апатии рекомендуется исполнение медленной, тихой, спокойной музыки минорного звучания: мелодии А. Вивальди, «Страсти по Матфею» И. С. Баха, «Аппассионата» Л. Бетховена, тема Марчелло для гобоя, «Реквием» В. А. Моцарта и др.

Больным, у которых имеют место внутреннее напряжение и дискомфорт, показано прослушивание «музыки светлой печали»: «Песня Сольвейг» Э. Грига, полонез «Прощание с Родиной» М. К. Огиньского, «Элегия» Ж. Массне, концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, «Осенняя песня» П. И. Чайковского, «Влтава» Б. Сметаны, вальс А. Грибоедова, тема кинофильма «Шербурские зонтики» М. Леграна.

При доминировании состояния растерянности и тревожных ожиданий психологическому настрою пациента соответствуют «Лунная соната» Л. Бетховена, «Ноктюрн» Ф. Шопена, хор полонянок из оперы А. Ф. Бородина «Князь Игорь», мелодии «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, 2-я часть «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта.

Больным, у которых имеет место состояние внутреннего напряжения и растерянности, музыкотерапевты рекомендуют прослушивание медленной мажорной музыки — «мир светлого дня для уставшего человека». Классическая музыка представлена 2-й частью «Аппассионаты» Л. Бетховена, третьим экспромтом Ф. Шуберта, «Ноктюрном» Ф. Шопена, «Грезами любви» Ф. Листа, «Весной» Э. Грига, «Ночной серенадой» В. А. Моцарта, мелодиями Н. Паганини, а легкая музыка — мелодиями Л. Армстронга, Д. Дассена, Ш. Азнавура, песнями «Мой путь» и «Странник в ночи» Ф. Синатры, «Дым» Дж. Керна.

Больным с живым и подвижным типом нервной деятельности при психоэмоциональных проблемах, не сопровождающихся двигательными расстройствами, существенной гиподинамией, целесообразно прослушивание мажорной музыки: вальсов И Штрауса, чардашей И. Кальмана и И. Брамса, мелодий танцев из опер и балетов М. И. Глинки и П. И. Чайковского, «Турецкого марша» В. А. Моцарта, «Бранденбургского концерта» И. С. Баха, финала 5-й симфонии и оды «К радости» Л. Бетховена, финала Первого концерта для фортепьяно с оркестром П. И. Чайковского, 2-й части Второго концерта С. Н. Рахманинова, «Аве Мария!» Ф. Шуберта, «Грез любви» Ф. Листа, маршей из опер «Аида» Дж. Верди и «Фауст» Ш. Гуно.

Однако следует помнить, что предварительно нужно провести психологическое обследование больного с тем, чтобы правильно подобрать музыкальные произведения в качестве терапевтического воздействия на больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: