З. Фрейд

Психоаналитическое направление или Психодинамическая теория личности

З.Фрейд

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожден­ные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детермини­ровано его сексуальными и агрессивными мотивами, кото­рые он называл ид (оно).

Выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.

Три уровня в психической жизни:

- сознание

Ощущения и переживания, которые мы осознаем в данный момент времени.

- предсознательное

Включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

- бессознательное

Хранилище примитивных инстиктивных побуждений + эмоции и воспоминания, которые были вытеснены в область бессознательного

Фрейд назвал две группы инстинктов: В психоаналитической теории выделяются две основные группы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или инстинкты жизни, и инстинктысмерти, илиразрушительные инстинкты. Энергия инстинктов жизни называется «либидо».

инстинкт жизни (голод, жажда, сексуальные инстинкты) и инстинкт смерти (лежит в основе всех проявлений агрессии и жестокости). Инстинкты содержат всю энергию, посредством которой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом

Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры (сферы):

- Ид (полностью неосознаваема) постоянно борется за инстинктивное удовлетворение и руководствуется принципом удовольствия. главная структура личности, состоящая из совокупности бессо­знательных (сексуальных и агрессивных) побуждений;

Примитивные, инстиктивные и врожденные аспекты личности.

Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - разрядку психической энергии, производимую биологически обусловленными побуждениями.

- Эго

Ответственен за принятие решений.

Эго стремится удовлетворить желания Ид в соответствии с внешними ограничениями. Совокупность преимущественно осознаваемых человеком познава­тельных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает аре­ной непрекращающейся борьбы между ними;

- Суперэго

Общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе социализации.

Пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за пси­хическую энергию из-за ограниченного объема либидо.

Фрейд одним из первых психологов-теоретиков проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующем происходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности в психоаналитической концепции понимается овладение новыми способами редукции напряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивид обучается разрешать напряжение — идентификация и смещение. Ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных стадий. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми стадиями.

Сильные конфликты могут привести человека к психологи­ческим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённо­сти этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессозна­тельно и скрывают истинное содержание мотивов поведе­ния. Защитные механизмы являются целостными свойства­ми личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные непри­емлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающе­го объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемле­мых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); субли­мация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сек­суальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с дру­гой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотноше­ние отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: