Расчет подачи воды в перекачку

Сначала определяют предельное расстояние до головной пожарной машины до места пожара:

Nгол = [Hн- (Hр ± Z м± Zст)] ¤ S · Q2

Где:

Nгол - предельное расстояние от места пожара до головной пожарной машины в рукавах, шт.;

Hн - напор на насосе пожарной машины, м;

Z м - высота подъема (+) или спуск (—) местности, м;

Zст - высота подъема (+) или спуск (—) пожарного ствола или другого прибора подачи огнетушащего средства на основе воды, м;

Hр напор у разветвления, равный Hст + 10 м;

S - сопротивление одного рукава магистральной линии;

Q разветвления суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.

Если от головного автомобиля до ствола (ручного или лафетного) проложена рукавная линия одного диаметра, то в формуле вместо напора у разветвления Hр принимают напор у ствола Hст или другого прибора подачи, например, у пенного ствола Hсвп или генератора Hст.

Одним из условий перекачки является установка головного автомобиля ближе к месту пожара, поэтому по формуле расстояние определяют в случаях, когда на пожар прибывает ограниченное количество пожарных машин.

После определения предельного расстояния до головной пожарной машины вычисляют расстояние между машинами, работающими вперекачку (длину ступени перекачки) в рукавах по формуле:

Nм.р. = [Hн- (Hвх ± Z м)] ¤ S · Q2

где

Nм.р - расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.;

Hн - напор на насосе, м;

Hвх - напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки (принимается в зависимости от способа перекачки),м;

Z м - подъем или спуск местности, м.

Если подъем или спуск местности наблюдаются на участке головной пожарной машины, то при определении длины ступеней перекачки их не учитывают, а учитывают при определении расстояния до головного автомобиля. Если подъем или спуск отмечается на отдельных ступенях или на всей трассе перекачки, тогда его учитывают при определении длины ступеней или, исходя из конкретных условий, учитывают при нахождении всех предельных расстояний, чем создается определенный запас напора на насосах.

Далее определяют расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах, используя формулу, а потом находят количество ступеней перекачки по формуле:

Nступ = (Nр - Nгол) ¤ Nм.р.

где

Nступ – число ступеней перекачки, шт.;

Nр - расстояние от места пожара до водоисточника в рукавах, шт.;

Nгол - расстояние до головной пожарной машины от места пожара в рукавах, шт.;

Nм.р. - расстояние между машинами, работающими вперекачку (ступенями), в рукавах, шт.

В заключение определяют общее количество пожарных машин для перекачки воды:

Nм = Nступ + 1

При установке головной пожарной машины у места пожара расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки. При этом фактическое расстояние до головного автомобиля можно определить по формуле:

Nг.ф. = Nр - Nступ · Nм.р.

где

Nг.ф. - фактическое расстояние до головного автомобиля в рукавах, шт.;

Nступ - число ступеней перекачки, шт.;

Nм.р. - расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.

Если расчет проводился для каждой ступени в отдельности, то число рукавов суммируют по всем ступеням перекачки.

Для упрощения расчетов можно пользоваться таблицей 1.

Таблица 1. Расстояние между насосами при перекачке воды по прорезиненным рукавам по схеме из насоса в насос.

Число стволов, поданных от головного автомобиля, диаметр насадка Схема подачи воды при перекачке Диаметр рукава, мм Напор на насосе, установленном на водоисточник, м
                     
Число рукавов в магистральной линии между насосами, шт.
Два РСК 50 — 13 мм По одной рукавной линии                        
                       
Три РСК 50 — 13 мм   То же                        
                      S3
По двум рукавным линиям                        
                       
Два РСК 50 — 13 мм и один РС-70 -— 19 мм По одной рукавной линии                        
                       
По двум рукавным линиям                        
                       
Четыре РСК 50 -- 13 мм и один РС-70 — 19 мм   По одной рукавной линии                 У      
По двум рукавным линиям                        
                       
Два РС-70 — 19 мм По одной рукавной линии                        
                       
По двум рукавным линиям                        
                       
Два А — 25 мм   По одной рукавной линии                        
По двум рукавным линиям                        
                       
Шесть Б — 13 мм   По одной рукавной линии                        
По двум рукавным линиям                        
                       
Четыре Б — 13 мм и два А — 19 мм По двум рукавным линиям                        

Расстояние между соседними пожарными машинами в случае перекачки воды по двум параллельным рукавным линиям в 4 раза больше, чем при перекачке воды по одной линии.

При перекачке через промежуточную емкость все гидравлические расчеты, приведенные выше, справедливы, за исключением того, что напор в конце рукавной линии в данном случае не учитывается, так как вода поступает в промежуточную емкость или в бак автоцистерны на излив.

Начальник тыла, организующий работу пожарных машин перекачкой, должен помнить важное правило: при дефиците времени и трудности осуществления ориентировочных расчетов, или, если не хватает рукавов для прокладки второй магистральной линии, то лучше немного завысить число ступеней перекачки.

Когда вода на пожар будет подана можно в процессе тушения внести поправки и лишние ступени перекачки (пожарные машины) снять, направить их на другие участки или проложить за это время вторую магистральную линию.

Все расчеты по перекачке воды пожарными машинами, при сложном рельефе местности и больших расстояниях до водоисточников, необходимо проводить заранее.

При этом необходимо обосновать целесообразность организации перекачки для данного участка городской застройки. Если застройка характерна зданиями IV – V степени огнестойкости, а водоисточники находятся на очень большом расстоянии, то время, затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным. В таком случае лучше осуществить подвоз воды автоцистернами с параллельной организацией перекачки, причем подвоз должен быть организован первым.

В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, принимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, расстояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомобилей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: