Методы обучения, используемые на разных этапах обучения

Ход урока

I. Создание проблемной ситуации по постановке темы, цели и задач лекции. Сообщение плана лекции.

1. Понятие о методах обучения. Методы, используемые в начальных классах.

2. Отбор методов обучения.

3. Методы обучения, используемые на разных этапах обучения:

а) подготовительная работа;

б) ознакомление с новым материалом;

в) закрепление знаний, умений и навыков.

4. Учебник – важнейшее средство обучения. Учебник и программа.

5. Анализ учебников по математике для начальных классов.

6. Другие средства обучения.

7. Наглядные пособия. Виды наглядных пособий:

8. Использование наглядных пособий на уроке.

II. Реализация намеченного плана лекции.

Понятие о методах обучения. Методы, используемые в начальных классах.

Вопрос о методах – это вопрос о том, как учить, чтобы добиться высоких образовательных и воспитательных результатов в обучении.

В педагогике рассматриваются различные методы, которые используются в начальных классах при обучении любому предмету.

Имея в виду совместную деятельность учителя и ученика, выделяют такие методы:

- объяснение (рассказ);

- беседа;

- самостоятельная работа учащихся.

В зависимости от способа приобретения знаний детьми различают методы:

- догматический;

- эвристический;

- исследовательский.

Если рассматривать методы с точки зрения пути, по которому движется мысль учащихся, то выделяют:

- индуктивный;

- дедуктивный;

- аналогия.

Все эти методы используются при обучении математике. Конкретное применение методов при обучении математике учитывает специфику содержания начального курса математики.

Отбор методов обучения.

Отбор методов обучения определяется многими факторами:

- общими задачами обучения;

- содержанием изучаемого материала;

- уровнем подготовленности детей к овладению соответствующего материала;

- и др.

Методы обучения, используемые на разных этапах обучения.

Главными задачами обучения математике являются формирование у детей знаний на достаточно высоком уровне обобщения и выработка у них определенных умений и навыков. Эти задачи могут быть успешно решены, если в методике изучения математического материала предусмотреть определенные ступени: подготовку к изучению нового материала, ознакомление с новым материалом, закрепление знаний, умений и навыков.

Рассмотрим, какие методы целесообразно использовать на разных ступенях работы над программным материалом, чтобы добиться успеха в решении главных задач обучения математике.

а) Подготовительная работа. Система упражнений на этой ступени должна способствовать созданию и расширению опыта детей, который ляжет в основу ознакомления с новым материалом, воспроизведению материала, на который придется опираться при раскрытии нового. Еще одна важная сторона в подготовке ученика к усвоению нового материала – это формирование у него умений выполнять умственные операции: умение выполнять анализ, синтез, сравнивать объекты, выделять существенное общее (т. е. выполнять обобщение), отвлекаться от несущественного.

б) Ознакомление с новым материалом. При ознакомлении с теоретическим материалом типа сведений (правила, свойства, ознакомление с терминами), при ознакомлении с некоторыми приемами вычислений, при инструктаже учеников по использованию инструментов (линейки, циркуля и т. п.) и в других подобных случаях используется метод изложения (объяснения) учителем нового материала. Изложение материала должно быть четким, доступным, непродолжительным по времени. При этом по мере надобности используются наглядные пособия.

При ознакомлении с математическими понятиями, с теоретическими знаниями типа закономерностей чаще всего используется метод беседы. Система упражнений в этом случае должна вести детей от частных фактов к общему выводу, к «открытию» той или иной закономерности, т. е. здесь целесообразна эвристическая беседа, обеспечивающая индуктивный путь рассуждения.

При ознакомлении с новым материалом индуктивным путем учитель, проводя беседу, предлагает учащимся ряд упражнений. Учащиеся выполняют их, затем, анализируя, выделяют существенные стороны формируемого знания, т. е. приходят к обобщению.

При ознакомлении с вопросами практического характера, которые вводятся на основе теоретических знаний, также используется эвристическая беседа, однако здесь система упражнений должна обеспечить дедуктивный путь рассуждения: от общего положения к частному.

В начальных классах иногда при ознакомлении с новым материалом используется метод самостоятельных работ: учащиеся самостоятельно выполняют упражнения и приходят к выводу, т. е. в приобретении знаний они используют исследовательский метод. Самостоятельная работа как метод обучения дает возможность ученику сознательно и прочно усвоить материал, проявить умственную активность.

в). Закрепление знаний, умений и навыков. Для закрепление знаний, умений и навыков используется специальная система упражнений на применение знаний. Эта система упражнений должна удовлетворять ряду требований. Упражнения должны постепенно усложняться, обогащать формируемое знание, раскрывая новые его стороны, способствовать установлению связей между новыми и уже имеющимися знаниями.

Каждое новое знание должно быть включено в систему ранее усвоенных знаний. Поэтому на ступени закрепления включаются упражнения в систематизации знаний.

Наряду с усвоением знаний по математике учащиеся должны овладеть вычислительными, измерительными, графическими умениями и навыками, а также умениями решать задачи. Для формирования умений и навыков также используются упражнения: учащиеся выполняют упражнения на вычисление, измерение, построение, решают задачи.

Система упражнений в этом случае также должна удовлетворять определенным требованиям. Прежде всего она должна обеспечить осознанное овладение умениями и навыками, т. е. ученик должен осознавать, какие теоретические знания он использует, выполняя вычисления, решая задачи и т. д.

При формировании умений и навыков широко используется метод самостоятельных работ, при этом чрезвычайно полезно предлагать упражнения дифференцированного характера, учитывая возможности каждого ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: