Экспериментальная природа романа ДЖ. Фаулза «женщина французского лейтенанта» (1969)

Вопросы:

1. Охарактеризуйте трех участников любовного треугольника в основе рома­на: Тину, Чарльза, Сару.

2. Что говорится в романе о викторианских женских типах (миссис Поултни, миссис Трэнер, Эрнестина)? Как эти персонажи относятся к религии, се­мье, к слугам, собственности?

3. Чарльз Смитсон, как сказано в романе, представитель стоящего на грани вымирания вида - Джентльмена. Он ученый-любитель, увлекается палео­нтологией, собирает окаменелости. Какие психологические черты героя символизируют это его хобби?

4. Какие именно запреты и табу общественной морали нарушает Чарльз? Са­ра? Оправданы ли, с вашей точки зрения, поступки каждого?

5. Все произведения Фаулза пропитаны экзистенциальной философией. Ка­кова высшая жизненная ценность для Сары? От чего она не может отка­заться? Почему в финале романа автор называет Сару «сфинксом»?

6. Выделите те эпизоды романа, когда Чарльз оказывается в ситуации сво­бодного выбора, или, как говорит сам автор, сартровского «страха свобо­ды» (особое внимание уделите главе 45).

7. В романе даны три варианта развязки истории Чарльза: брак с Эрнестиной, счастье с Сарой и одиночество. Почему автор последовательно отвергает первые две? Как окончательная развязка связана с центральной для романа проблемой самопознания?

8. Два финальных абзаца романа подводят его нравственно-философские итоги. Напишите свой комментарий к этим абзацам.

9. В начале романа автор говорит о «медлительном потоке викторианской эпохи», ее лени и фальши. Создалось ли у вас о викторианской эпохе именно такое впечатление или это выражение по прочтении романа кажет­ся вам ироничным, выражающим авторское намерение разоблачить сте­реотипное восприятие викторианства? Аргументируйте свое мнение.

10. Перечислите авторов эпиграфов к главам романа. Кто из исторических лиц упоминается в тексте? Что нового для себя вы узнали об исторических событиях и быте людей XIX столетия?

11. В тринадцатой главе романа Фаулз пишет: «Романист до сих пор еще бог, ибо он творит (и даже самому что ни на есть авангардистскому роману не удалось окончательно истребить своего автора); разница лишь в том, что мы не боги викторианского образца, всезнающие и всемогущие, мы - боги нового теологического образца, чей первый принцип - свобода, а не власть» Проиллюстрируйте этот тезис цитатами из романа на примере ка­кого-либо персонажа либо на примере образа автора.

12. Найдите в романе любой пример авторской рефлексии по поводу повест­вования либо нарушения иллюзии правдоподобия подчеркнуто современ­ными сравнениями. Проанализируйте выбранный вами пример.

Литература:

1. Залите Т. Художественный мир Джона Фаулза. Рига, 1982.

2. Кабанова И.В. Тема художника и художественного творчества в англий­ском романе 1960-70-х гг. (Джон Фаулз, Б.С.Джонсон): Автореф. Канд. Дисс. М.:МГУ, 1986.

3. Тимофеев В. Уроки Джона Фаулза. СПб., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: