Вопросы:
1. Беккет определил жанр пьесы как «трагикомедию». Агрументируйте свое согласие или несогласие с авторским определением: определите, какие элементы преобладают в пьесе - трагические или комические.
2. Авторские указания составляют почти половину текста пьесы. Прочитайте их внимательно; что именно описывают эти ремарки? Что вы после этого можете сказать по поводу утверждения: «В этой пьесе ничего не происходит»? Каков характер действия в пьесе?
3. прокомментируйте значение места действия в пьесе. Что символизирует дорога? Движутся ли по ней главные герои? Каково соотношение статики и динамики в пьесе?
4. Какими способами и приемами автор обозначает течение времени в пьесе? Обычно зеленеющее дерево символизирует весну, надежду; есть ли у этого образа в пьесе оптимистическое звучание?
5. Опишите взаимоотношения между Владимиром и Эстрагоном. Почему Эстрагон все время порывается уйти и что его останавливает?
6. Каковы взаимоотношения между Поццо и Лаки?
7. Как вам кажется, в чем две центральные пары противопоставлены друг другу? Находите ли вы между ними сходство?
8. Какой смысл в том, что основные персонажи пьесы выведены попарно, а мальчик не имеет сценической пары?
9. Проследите развитие библейских и евангельских аллюзий в пьесе. Убеждают ли они вас в правильности религиозной интерпретации пьесы, в том, что Годо символизирует Христа или Бога? Если да, то что означает его отсутствие?
10.Найдите примеры повторов, которыми пьеса изобилует на всех уровнях. Какова их функция, какую авторскую идею помогает воплотить прием повтора?
11.Последовательно проанализируйте конец каждого акта и сопоставьте эти концовки.
Литература:
1. Чоран Э. Беккет. Несколько встреч // Иностранная литература.2000. № 1.
2. Доценко Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности // Изв.Уральского госуниверситета. № 33 (2004). Гуманитарные науки, вып. 7.
3. Померанц Г.С. Язык абсурда // Выход из транса. М., 1995. С. 435-480.
4. Токарев Д.В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М., 2002.
5. Коренева М.М. Литературное измерение абсурда //Художественные ориентиры зарубежной литературы века. М., 2002. С.477-506.
Практическое занятие № 9.