Самостоятельная работа. Занятие 1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
На основе прослушанной лекции и изучения дополнительной литературы ответить на следующие вопросы:
1. Что называется информацией?
2. Что называется информатикой?
3. Назвать и охарактеризовать этапы информационного развития общества.
4. Что явилось основной причиной изобретения компьютера?
5. Что входит в состав информационных ресурсов?
6. Приведите примеры компьютеров в быту.
Подготовить сообщение(по желанию) на тему «Признаки информационного общества».
Подготовитьплакат-схему (по желанию) «История развития информационного общества» (в электронном виде).
Ответить на вопросы теста.
Занятие 2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
|
|
На основе прослушанной лекции и изучения дополнительной литературы ответить на следующие вопросы:
1. Приведите примеры использованием технических средств и информационных ресурсов в профессиональной деятельности человека.
2. Какие (и как) применяются технические средства и информационные ресурсы в профессиональной деятельности по Вашей специальности?
3. Назовите основные правовые нормы, относящиеся к информации?
4. Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?
5. Укажите виды правонарушений в информационной сфере и меры их предупреждения.
6. Укажите стоимостные характеристики информационной деятельности.
Подготовить сообщение и презентацию (по желанию) на тему «Правонарушения в информационной сфере и меры их предупреждения».
Ответить на вопросы теста.
Подготовка к практической работе №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.
Краткие теоретические сведения
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.
Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
|
|
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:
o тематика хранящейся в них информации;
o форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
o доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
o принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
o источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
o назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
o форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
o вид носителя
o информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:
o субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);
o субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
o субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
o субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
o учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
o учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
o научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
o дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
o системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
o электронные полнотекстовые библиотеки;
o электронные периодические издания сферы образования;
o электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
o электронные архивы выпусков.