к приказу МЧС России

От 30.11.2005 № 859


Основы организации воспитательной работы в системе МЧС России


1. Настоящие Основы определяют общий порядок организации воспитательной работы в системе МЧС России.

2. Основы организации воспитательной работы в системе МЧС России разработаны и реализуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, приоритетными направлениями воспитательной работы со всеми категориями личного состава МЧС России.

3. Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у личного состава необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Воспитательная работа проводится в повседневной деятельности центрального аппарата МЧС России, территориальных органах МЧС России, войск гражданской обороны (далее - войск ГО), подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России (далее - ФПС МЧС России), подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России), организаций МЧС России. При выполнении боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение личного состава, порядок организации которого определяется соответствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.

4. Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, религиозной и информационной обстановки района дислокации (базирования) территориальных органах МЧС России, войск ГО, подразделений ФПС МЧС России, подразделений ГИМС МЧС России, организаций МЧС России, особенностей комплектования и подготовки сил и средств МЧС России, морально-психологического состояния личного состава.

В территориальных органах МЧС России, войсках ГО, подразделениях ФПС МЧС России, подразделениях ГИМС МЧС России, организациях МЧС России воспитательная работа имеет свои особенности и должна учитывать специфику и условия выполнения ими поставленных задач.

При нахождении личного состава за пределами Российской Федерации воспитательная работа организуется с учетом законодательства страны пребывания, международного права. Особое внимание уделяется привитию личному составу, выполняющему задачи за пределами Российской Федерации, чувства уважения к населению, законам и обычаям страны пребывания.

5. Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными усилиями органов управления всех уровней, подразделений воспитательной работы; обеспечением непрерывности воспитательной работы, дифференцированного подхода при ее организации с различными категориями личного состава; наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.

Результативность мер, направленных на воспитание личного состава, достигается за счет индивидуального воздействия с учетом их уровня образования, национальных особенностей и отношения к религии, преемственности системы воспитания, необходимости всестороннего нравственного, духовного и физического развития в процессе военной службы (службы), работы, соблюдения их конституционных прав.

6. Воспитательную работу осуществляют командиры (начальники), органы управления, подразделения воспитательной работы и должностные лица всех уровней управления.

Командиры (начальники):

несут персональную ответственность за руководство воспитательной работой и организацию системной работы в решении конкретных задач, направленных на поддержание здоровой морально-нравственной обстановки;

представляют объективную информацию в вышестоящие органы управления о морально-психологическом состоянии и дисциплине подчиненных и настроениях личного состава;

проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы;

осуществляют контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию личного состава, подводят итоги воспитательной работы, ставят задачи командирам подразделений, органов воспитательной работы по ее совершенствованию.

Органы управления:

обеспечивают согласованность планирования боевой подготовки (учебного процесса) и воспитательной работы, использование в воспитательном процессе воинских и других ритуалов;

организуют мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности военной службы (службы), работы планируют и участвуют в мероприятиях информационного противоборства, по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия;

на основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.

Органы воспитательной работы:

отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы;

координируют деятельность заместителей командира (начальника) и других должностных лиц по организации и проведению воспитательной работы;

активно сотрудничают с общественными и религиозными конфессиями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации в интересах формирования объективного общественного мнения о деятельности МЧС России;

докладывают командирам (непосредственным начальникам) и начальникам вышестоящих органов воспитательной работы о морально-психологическом состоянии, дисциплине, соблюдении конституционных прав личного состава и членов их семей.

7. Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы включает:

уяснение и оценку исходных данных, изучение руководящих документов, задач, поставленных старшими командирами, руководителями, начальниками, анализ состояния боевой готовности, боевой подготовки, морально-психологического состояния личного состава, состояния дисциплины и правопорядка, оценку условий организации воспитательной работы, анализ состояния и возможностей учебно-материальной базы воспитательной работы;

выработку замысла и принятие решения на организацию воспитательной работы и поддержание дисциплины (какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы и поддержания дисциплины, порядок доведения до подчиненных задач, подготовки мероприятий воспитательной работы, а I также их всестороннего организационного и материального обеспечения);;

планирование мероприятий воспитательной работы, согласование и утверждение в установленном порядке разработанных документов;

всесторонний контроль и помощь в организации и проведении мероприятий воспитательной работы;

подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы и дисциплины, постановка задач на устранение недостатков.

8. Планирование воспитательной работы осуществляется:

в территориальных органах МЧС России - на год;

в соединениях, воинских частях войск ГО, пожарных частях ФПС МЧС России, подразделениях ГИМС МЧС России, организациях МЧС России - на год (учебный год);

в нижестоящих подразделениях - на месяц.


Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса и морально-психологического обеспечения личного состава МЧС России. При этом обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.

Текущее планирование воспитательной работы осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным и комплексным планированием. В распорядке дня личного состава предусматриваются воспитательные мероприятия.

Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с личным составом осуществляется в рабочих тетрадях соответствующих командиров, руководителей, начальников.

Доклады о проводимой воспитательной работе представляются в Департамент кадровой политики МЧС России (за войска ГО в Управление войск и сил гражданской обороны МЧС России) за период обучения к 20 мая, итоговый доклад за год к 20 ноября текущего года.

Индивидуально-воспитательная работа планируется и проводится командирами (начальниками) с соответствующими категориями подчиненного личного состава.

9. Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы проводится:

в территориальных органах МЧС России - за год;

в соединениях, воинских частях войск ГО, подразделениях ФПС МЧС России, организациях МЧС России - за месяц, период обучения (полугодие), год;

в нижестоящих подразделениях - за месяц.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение коллективов подразделений, поддержание в них здоровой морально-нравственной обстановки, которая формируется:

созданием системы боевой (профессиональной) подготовки, основанной на индивидуальной подготовке личного состава, сплочением коллективов за счет создания обстановки, приближенной к боевой;

изучением командирами (начальниками) личных качеств подчиненных, их нужд и запросов, постоянной работой с родителями (близкими родственниками), воспитанием у личного состава МЧС России чувства собственного достоинства, уважения к военнослужащим, сотрудникам, государственным служащим, служащим, работникам различных национальностей и вероисповеданий;

приобщением к истории России, ее государственным символам и символам МЧС России;

использованием в процессе воспитательной работы положительных результатов наставничества, применением методов морально-психологической закалки, повышением классной квалификации, внедрением передового опыта и чествования лучших специалистов.

10. Воспитательное воздействие на личный состав осуществляется с использованием форм информационно-пропагандистской работы, таких как, плановое и оперативное информирование (политическое, боевое, правовое, техническое, медицинское и иное), единый день информирования, единый день правовых знаний, прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов, собрания личного состава, прямое обращение командования, руководства, начальства к личному составу, вечера вопросов и ответов, встречи с командованием (руководством), представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций патриотической направленности и традиционных религиозных конфессий, ветеранами войн, военной службы и труда, обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях, доведение приговоров военных судов (судов) до личного состава в системе МЧС России об осуждении личного состава за преступления, теоретические, научно-практические, военно-научные и иные конференции, тематические вечера, применение средств наглядной агитации и другие.

Важнейшим средством воспитания всех категорий личного состава является общественно-государственная подготовка.

В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражаются специфика несения военной службы (службы), работы в системе МЧС России, особенности выполнения задач по предназначению, вопросы по разъяснению новых законодательных и иных нормативных актов, проводимых в Министерстве реформах, пропаганде деятельности МЧС России.

В целях проведения информационно-пропагандистской работы и информирования личного состава создаются:

информационно-пропагандистские группы - в территориальных органах МЧС России, соединениях, воинских частях войск ГО, организациях МЧС России;

в ротах (и им равных), во взводах (и им равных), а также в дежурных боевых сменах и караулах, соответствующими командирами (начальниками) нештатные помощники командиров (начальников) по информированию личного состава, а также боевой и информационный актив.

Руководство их деятельностью осуществляют начальники соответствующих органов воспитательной работы, заместители командиров (начальников) по воспитательной работе.

Должностные лица органов воспитательной работы проводят обучение командных кадров, нештатного информационного актива практике информационно-воспитательной работы.

Плановое информирование проводится:

руководящего состава - 2 раза в месяц по 30 минут;

сотрудников ФПС МЧС России, заступающих на боевое дежурство - в день заступления, по 20 минут;

слушателей (курсантов) образовательных учреждений - 1 раз в неделю по 30 минут;

солдат и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, -2 раза в неделю по 30 минут, в утреннее время, в дни, когда нет занятий по общественно-государственной подготовке; военно-техническое информирование - 1 раз в месяц по 30 минут перед проведением парково-хозяйственного дня; а также организуется ежедневный просмотр и прослушивание информационных теле- и радиопрограмм;

лиц гражданского персонала - 1 раз в месяц по 1 часу.

В ходе боевых действий, учений, полевых выходов, спасательных работ, а также при выполнении других задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее раз в неделю по 20 минут.

Тематика информирования определяется органами воспитательной работы, заместителями командиров (начальников) по воспитательной работе.

Личный состав, находящийся за пределами Российской Федерации оперативно информируется о событиях в России, политической обстановке в мире.

Единые дни информирования планируются и проводятся:

в региональных центрах МЧС России- ежеквартально;

в соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, подразделениях ФПС МЧС России и организациях МЧС России- ежемесячно.

11. В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач используются возможности местного радиовещания, радиоузлов, клубов, стенная печать, средства наглядной агитации.

В территориальных органах МЧС России, соединениях, воинских частях войск гражданской обороны, подразделениях ФПС МЧС России, подразделениях ГИМС МЧС России, организациях МЧС России организуется подписка на газеты и журналы; систематически проводятся тематические обзоры газет и журналов, обсуждение наиболее острых публикаций.

В местах, определяемых командирами (начальниками), оборудуются витрины (стенды) для газет.

Выпускаются:

радиогазеты - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю;

стенные газеты - не реже 1 раза в месяц;

сатирические и фотогазеты - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;

боевые листки, листки-молнии (во взводах и им равных) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю (в караулах - 2 раза в течение службы).

Редколлегии стенных, сатирических и фотогазет избираются на общих собраниях личного состава. Редакторы боевых листков (листков-молний) назначаются командирами взводов (и им равными).

12. В ротах, подразделениях оборудуются комнаты информирования и досуга. Работа комнат информирования и досуга планируется, как правило, на месяц. Перед началом периода обучения проводится проверка состояния и оснащенности комнат информирования и досуга.

13. Планирование культурно-досуговой работы с различными категориями личного состава и членами семей осуществляется дифференцированно, с учетом культурных запросов, уровня образования, возрастных и иных особенностей.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в предвыходные и выходные, предпраздничные и праздничные нерабочие дни демонстрируется не менее 2 художественных кинофильмов, направленных на героико-патриотическое воспитание, повышение уровня образования и культуры.

Во всех подразделениях для личного состава создаются и постоянно пополняются видеотеки лучших художественных и документальных фильмов.

В выходные и праздничные нерабочие дни организуется посещение личным составом театров, музеев, концертных залов, других культурно-зрелищных учреждений и спортивных объектов; фотообслуживание личного состава; проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и восстановлению физического и психологического состояния.

При организации досуга и отдыха личного состава и членов их семей ежемесячно планируются и проводятся вечера отдыха, чествования передовиков, и другие мероприятия.

Командиры (начальники) обеспечивают участие личного состава и членов их семей в различных формах самодеятельного художественного творчества, поддержку и развитие профессиональных творческих коллективов, развивают культурно-шефскую работу.

Регулярно организуются выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры, агитационных, культурно-художественных бригад и других творческих коллективов; проводятся литературные вечера, встречи с писателями, конференции читателей, книжные и прочие выставки, готовятся библиографические обзоры. Командиры (начальники) обеспечивают пополнение и освежение книжных фондов библиотек.

Для личного состава, несущего боевое дежурство (службу), а также выполняющего задачи в отрыве от воинских частей создаются переносные библиотечки.

Командиры (начальники) принимают меры для постоянного развития и обновления экспозиций музеев, образований музейного типа, комнат боевой (воинской, трудовой) славы. Для их эффективной работы на общих собраниях личного состава избираются и утверждаются решением соответствующих командиров (начальников) советы музеев, образований музейного типа, комнат боевой (воинской, трудовой) славы в количестве 3-5человек.

В наглядно-художественном оформлении гарнизонов, военных (служебных) городков, служебных помещений широко используются государственные символы России, символы МЧС России, отражение традиций, отечественной истории.

Регулярно проводятся смотры-конкурсы, выставки лучших образцов наглядно-художественного оформления военных городков, клубов, библиотек.

14. Командиры (начальники) в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывают содействие отправлению личным составом религиозных потребностей, религиозному образованию и воспитанию в рамках традиционных конфессий без ущерба выполнения обязанностей военной службы (службы), работы в повседневной деятельности и в боевой обстановке; участию на добровольной основе во внеслужебное время в восстановлении культовых учреждений и сохранении исторических ценностей.

15. Методическая работа по повышению профессионализма, правовых и психолого-педагогических знаний и навыков командиров (начальников) включает:

систему работы командиров (начальников), органов управления по качественному вводу молодых специалистов в строй и дифференцированному подходу к ним: выпускникам образовательных учреждений МЧС России по практическому освоению ими должностных обязанностей, приобретению методических навыков в обучении и воспитании подчиненных, в поддержании дисциплины и уставного порядка, закреплению за ними старших наставников;

систему дальнейшей их профессиональной подготовки в системе командирской подготовки, сборов по специальностям, самостоятельной подготовки, инструкторско-методичсских и показных занятий, освоения обязанностей на ступень выше занимаемой штатной должности;

систему профессионального воспитания молодых специалистов, изучения их запросов, настроений, психологического состояния, проведения конкурсов-состязаний на лучшего по специальности, чествования добившихся лучших результатов в боевой учебе и службе, обучения основным формам и методам воспитательной работы с подчиненными, организации правовой подготовки и правового воспитания, поддержания дисциплины, правопорядка и применения дисциплинарной практики.

Занятия по методической, психолого-педагогической подготовке, совершенствованию навыков должностных лиц по руководству воспитательным процессом в подчиненных подразделениях командиры (начальники) организуют постоянно в процессе повседневной деятельности.

Учеба должностных лиц воспитательной работы проводится в системе профессиональной подготовки.

Лица, назначаемые на должности в органы воспитательной работы, должны проходить дополнительную подготовку (переподготовку) по специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: