Определение списка мультипликаторов, в наибольшей мере отражающих бизнес оцениваемой компании

Для расчета ценового мультипликатора необходимо:

1. Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога, что даст значение числи­теля в формуле;

2. Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т. д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки — это даст величину знаменателя.

Общий вид ценового мультипликатора

Виды мультипликаторов:

интервальные – мультипликаторы, в знаменателе которых финансовая база представлена в виде показателя за некоторый интервал времени;

моментные – мультипликаторы, в знаменателе которых финансовая база представлена в виде показателя на определенную дату.

Интервальные мультипликаторы
P/E Цена предприятия/Чистая прибыль (Price/Earnings). Наиболее часто применяется при оценке компаний. Особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании.
P/R Цена предприятия/Валовые доходы (Price/Revenue). Применяется, когда оцениваемая и сопоставимые компании имеют сходные операционные расходы. Типичным примером служат компании сферы услуг.
P/EBT Цена предприятия/Прибыль до налогообложения (Price/Earningsbeforetaxes). Наиболее предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различные налоговые условия.
P/EBIT Цена предприятия/Прибыль до налогообложения (Price/Earningsbeforeinterests,taxes). Наиболее предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различный доступ к финансовым ресурсам.
P/EBITDA Ценапредприятия/Прибыльдоналогообложения (Price/Earningsbeforeinterests, taxes, depreciation, amortization). Наиболее предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различный доступ к финансовым ресурсам.
P/CF Ценапредприятия/Денежный поток (Price/CashFlow). Особенно уместен, когда компания имеет относительно низкий доход, сравниваемый с амортизацией.
P/S Ценапредприятия/Выручка от реализации (Price/Sales). Применяется в случае, когда «покупатель» намерен получать «совсем другую прибыль» от того же дохода в будущем.
P/Div Ценапредприятия/Дивиденды (Price/Dividends). Используется редко. Целесообразен, если дивиденды выплачиваются стабильно и по аналогам, и по оце­ниваемой компании либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогно­зирована.
Моментные мультипликаторы
P/BV Цена предприятия/Балансовая стоимость (Price/BookValue).Показатель наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом.
P/NAV Ценапредприятия/Чистые активы (Price/NetAssetsValue). Можно применять, если соблюдаются следующие условия: • оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность; • основными видами деятельности компании являются хранение, покупка и продажа собственности.

Отношение P/E:

P/Eможно представить, как «срок окупаемости» инвестиций в компанию прибылью, полученной от ее деятельности.Коэффициент показывает, сколько «годовых объемов прибыли» готов заплатить инвестор, покупая акции компании.Чем выше коэффициент, тем более высокие ожидания связывает акционер с данной компанией.

Использование коэффициента Р/Е в Российских условиях имеет сложность по следующим причинам:

· отчетность по международным стандартам ведется не на всех предприятиях;

· различия в учетной политике при расчете чистой прибыли;

· различия в ставках налогообложения (по странам).

Что делать? Перейти к Р/ЕВТ, сделав коррекцию на налог, или на мультипликаторы EBIT, EBITDA, Доход.

Отношение P/EBITDA свободно от некоторых недостатков, таких, например, как:

· различие в нормах и методах начисляемой амортизации;

· процентов по кредитам, займам и лизингу;

· налогу на прибыль.

Недостаток - EBITDAне является показателем, публикуемым в «Отчете о прибылях и убытках», и требует вычисления.

Примечание: некоторые предприятия начали публиковать EBITDA в своих годовых финансовых отчетах и расценивают ее как ключевой показатель

Отношение P/Sales (P/S):

· относительно недавно стал использоваться профессиональными оценщиками;

· можно использовать в качестве «проверки на здравый смысл» полученных результатов;

· результаты будут сильно зависеть от структуры финансирования компаний;

· рассматривается как «последний шанс» в поиске соответствующего мультипликатора;

· применяется в случае, когда «покупатель» намерен получать «совсем другую прибыль» от того же дохода в будущем.

Последовательность применения MVIC/Sales (P/S):

· рассчитайте показатели по компаниям-аналогам и оцениваемым бизнесом;

· рассчитайте показатель ROS (returnonsales) по компаниям-аналогам, как (чистая) прибыль к выручке;

· постройте график зависимости P/S от ROS по компаниям- аналогам;

· рассчитайте ROS по оцениваемой компании и с помощью регрессионного анализа (здравого смысла), оцените возможную величину P/S

Применение P/Book Value(P/BV), илиP/Net Assets Value:

· под bookvalue обычно понимается балансовая стоимость материальных чистых активов компании (собственного капитала) или балансовая стоимость вложенного капитала;

· величина bookvalue берется или на дату оценки, или по данным за последний отчетный период;

· обычно не принимаются в расчет нематериальные активы;

· можно применять к финансовым институтам, а также к компаниям, чей бизнес основан на материальных активах

Отраслевые нефинансовые мультипликаторы:

· в предприятиях связи отношение стоимости компании к числу абонентов (как источнику будущих доходов);

· в нефтяной отрасли это отношение стоимости компании к доказанным запасам;

· для добывающих предприятий это отношение стоимости к объему добычи;

· в розничной торговле это отношение стоимости компании к площади торговых залов;

· в транспортной отрасли - отношение стоимости к протяженности перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: