· Особенности деятельности банка.
А. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.
Б. Банк – это, в определенном смысле, торговый институт.
В. Банк – это коммерческий институт (операции на платной основе).
Г. Деятельность носит предпринимательский характер (благодаря перераспределению капиталов, банки усиливают производительное движение различных ресурсов, содействуют реализации различных проектов).
Д. Банк – это еще и общественный институт (работает для удовлетворения общественных потребностей).
· Функции банка.
1. Аккумуляция средств. 2. Трансформация ресурсов. 3. Регулирование денежного оборота.
Результат деятельности банка – банковский продукт. Особенности:
- носит нематериальный характер. – чаще, безналичная форма.
- вещественная форма: банкноты, денежно-расчетные документы.
· Банковский продукт на различных направлениях деятельности:
Традиционное направление – кредиты, депозиты, инвестиции
Дополнительное направление – инкассация, конвертация валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками.
|
|
Нетрадиционное направление – факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и пр.
Каждому продукту соответствует услуга – совокупность действий в процессе создания банковского продукта (кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и пр.).
Услуга предполагает осуществление операций – конкретный вид действий по созданию продукта.
· Виды банковских услуг.
Ø По природе: А. банковские: операции по привлечению денежных средств во вклады и их размещению на возвратной основе, операции по открытию счета и осуществлению с него платежей
Б. небанковские: операциями на рынке ценных бумаг и пр.
Ø По содержанию: экономические, юридические, технические и операции по обеспечению внутренней безопасности банка (протекционистские, защитные).
Ø По правовой организации: базовые, вспомогательные, операции, для выполнения которых обязательно требуется лицензия, и на операции, для осуществления которых лицензия не требуется, операции, разрешенные к выполнению и запрещенные законом.
Ø По отношению к клиентам: прямые (банк за счет собственных средств финансирует проекты) и посреднические (банк – посредник при проведении платежей между субъектами, переговоры и пр.).
Ø По планированию деятельности: стратегические и тактические.
Ø По этапам осуществления: первоочередные (выяснение кредитной истории и т.п.) и последующие (выдача ссуды физ.лицу).
Ø По степени важности: основные (изучение и работа с клиентом) и вспомогательные (создание инфраструктуры).
|
|
Ø По степени сложности: простые (удобные для клиента операции, не требующие дополнительных затрат банка – кассовые) и сложные (выдача ссуды с использованием деривативов).
Ø По характеру выполняемой работы: аналитические, маркетинговые, управленческие, контрольные, по формированию инфраструктуры, бухгалтерские и пр.
Ø По периодичности совершения: единовременные (разовые) (открытие расчетного счета) и многоразовые (повторяющиеся) (списание и зачисление средств на счет).
Ø По доходности: доходные (высокодоходные) и убыточные.
Ø По себестоимости: высокозатратные и низкозатратные.
Ø По связи с риском: высокорисковые (на РЦБ) и малорисковые.
Ø По числу участников: индивидуальные (банк выполняет без дополнительных участников) и коллективные (синдицированный кредит).
Ø По отношению к национальному рынку: внутренние (обслуживание отечественных клиентов) и международные (обслуживание внешней торговли, туризма, м/н сотрудничества и пр.).
Ø По используемой валюте: операции в нац.валюте, в инвалюте, мультивалютные.
Ø По регламенту совершения: порядок совершения установлен Банком России;в соответствии с правом, но порядок ведения разработан самим банком.
Кроме операций в банковской практике совершаются сделки, представляющие дополнительные услуги, помимо базовых.
· Принципы банковской деятельности.
- Принцип ориентации на запросы клиентов.
- Принцип взаимной заинтересованности банка и клиента.
- Принцип рациональной деятельности (разработка конкретных требований при осуществлении операций).
- Принцип платности (компенсация затрат и получение прибыли).
- Этические принципы банковского дела (Кодекс этических принципов банковского дела, принятый Ассоциацией российских банков на съезде в 2002г.):
- Понимание гражданского и профессионального долга перед обществом, гражданами, государством.
- Признание равенства участников гражданского оборота, вовлеченных в сферу банковского дела.
- Мах прозрачность деятельности при конфиденциальности банковской информации.
- Совершенствование управления и взаимного контроля за добросовестностью участников рынка.
- Безусловное соблюдение взятых на себя обязательств.
- Обеспечение разумного уровня риска.
- Полнота ответственности за качество и результаты своей работы.
- Честная конкуренция
- Активное участие в противодействии отмыванию доходов
- Отказ от сотрудничества с лицами сомнительной репутации
- Установление и развитие м/н профессиональных связей.
- Соблюдение законов.