Содержание банковской деятельности

· Особенности деятельности банка.

А. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.

Б. Банк – это, в определенном смысле, торговый институт.

В. Банк – это коммерческий институт (операции на платной основе).

Г. Деятельность носит предпринимательский характер (благодаря перераспределению капиталов, банки усиливают производительное движение различных ресурсов, содействуют реализации различных проектов).

Д. Банк – это еще и общественный институт (работает для удовлетворения общественных потребностей).

· Функции банка.

1. Аккумуляция средств. 2. Трансформация ресурсов. 3. Регулирование денежного оборота.

Результат деятельности банка – банковский продукт. Особенности:

- носит нематериальный характер. – чаще, безналичная форма.

- вещественная форма: банкноты, денежно-расчетные документы.

· Банковский продукт на различных направлениях деятельности:

Традиционное направление – кредиты, депозиты, инвестиции

Дополнительное направление – инкассация, конвертация валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками.

Нетрадиционное направление – факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и пр.

Каждому продукту соответствует услуга – совокупность действий в процессе создания банковского продукта (кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и пр.).

Услуга предполагает осуществление операций – конкретный вид действий по созданию продукта.

· Виды банковских услуг.

Ø По природе: А. банковские: операции по привлечению денежных средств во вклады и их размещению на возвратной основе, операции по открытию счета и осуществлению с него платежей

Б. небанковские: операциями на рынке ценных бумаг и пр.

Ø По содержанию: экономические, юридические, технические и операции по обеспечению внутренней безопасности банка (протекциони­стские, защитные).

Ø По правовой организации: базо­вые, вспомогательные, опе­рации, для выполнения которых обязательно требуется ли­цензия, и на операции, для осуществления которых лицензия не требуется, операции, разрешенные к выполнению и запрещенные законом.

Ø По отношению к клиентам: прямые (банк за счет собственных средств финансирует проекты) и посреднические (банк – посредник при проведении платежей между субъектами, переговоры и пр.).

Ø По планированию деятельности: стратегические и тактические.

Ø По этапам осуществления: первоочередные (выяснение кредитной истории и т.п.) и последующие (выдача ссуды физ.лицу).

Ø По степени важности: основные (изучение и работа с клиентом) и вспомогательные (создание инфраструктуры).

Ø По степени сложности: простые (удобные для клиента операции, не требующие дополнительных затрат банка – кассовые) и сложные (выдача ссуды с использованием деривативов).

Ø По характеру выполняемой работы: аналитические, маркетинговые, управленческие, контрольные, по формированию инфраструктуры, бухгалтерские и пр.

Ø По периодичности совершения: единовременные (разовые) (открытие расчетного счета) и многоразовые (повторяющиеся) (списание и зачисление средств на счет).

Ø По доходности: доходные (высокодоходные) и убыточные.

Ø По себестоимости: высокозатратные и низкозатратные.

Ø По связи с риском: высокорисковые (на РЦБ) и малорисковые.

Ø По числу участников: индивидуальные (банк выполняет без дополнительных участников) и коллективные (синдицированный кредит).

Ø По отношению к национальному рынку: внутренние (обслуживание отечественных клиентов) и международные (обслуживание внешней торговли, туризма, м/н сотрудничества и пр.).

Ø По используемой валюте: операции в нац.валюте, в инвалюте, мультивалютные.

Ø По регламенту совершения: порядок совершения установлен Банком России;в соответствии с правом, но порядок ведения разработан самим банком.

Кроме операций в банковской практике совершаются сделки, представляющие дополнительные услуги, помимо базовых.

· Принципы банковской деятельности.

  1. Принцип ориентации на запросы клиентов.
  2. Принцип взаимной заинтересованности банка и клиента.
  3. Принцип рациональной деятельности (разработка конкретных требований при осуществлении операций).
  4. Принцип платности (компенсация затрат и получение прибыли).
  5. Этические принципы банковского дела (Кодекс этических принципов банковского дела, принятый Ассоциацией российских банков на съезде в 2002г.):
    • Понимание гражданского и профессионального долга перед обществом, гражданами, государством.
    • Признание равенства участников гражданского оборота, вовлеченных в сферу банковского дела.
    • Мах прозрачность деятельности при конфиденциальности банковской информации.
    • Совершенствование управления и взаимного контроля за добросовестностью участников рынка.
    • Безусловное соблюдение взятых на себя обязательств.
    • Обеспечение разумного уровня риска.
    • Полнота ответственности за качество и результаты своей работы.
    • Честная конкуренция
    • Активное участие в противодействии отмыванию доходов
    • Отказ от сотрудничества с лицами сомнительной репутации
    • Установление и развитие м/н профессиональных связей.
  6. Соблюдение законов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: