Причины появления ошибочной интерпретации неправильной постановки ног на педали и понятия негативного переноса навыков

Но для чего МАК ошибочно утверждает что летчики в Ярославле использовали положение ног на педалях аналогичное Як-40 - каблуки полностью на педалях, хотя на самом деле такое положение на практике на Як-42Д невозможно.

И здесь можно предположить следующее. Согласно ПО п.1.1.15:

- на момент авиационного происшествия наработка парка самолетов типа Як-42 составляла более 2346000 летных часов, 1230000 полетов. За всю историю эксплуатации самолета Як-42 на этапе взлета аналогичных случаев не было.

Поэтому при озвучивании версии "неправильной" постановки ног на педали надо будет обязательно как-то объяснить почему за более чем миллион взлетов Як-42Д (выпуск Як-42Д составил 160 шт. из общего количества 183 шт. всего парка Як-42) это случилось один - единственный раз в Ярославле, да еще если учитывать что согласно стр.190:

- конструкция педалей на самолете Як-42 аналогична их конструкции на большинстве современных магистральных самолетов отечественного и зарубежного производства,

Напомню, педали подобного типа например установлены на одних из самых массовых в СССР самолетах Ту-134 и Ту-154 выпущенных в общей сумме около 1900 шт., см.фото кабины Ту-134 и Ту-154 ниже.

И очевидно что Ту-134 и Ту-154 в совокупности произвели как минимум в 5-8 раз больше взлетов чем Як-42Д, но при этом у них не зафиксировано случаев неподъема передней стойки на разбеге по причине ошибочного (неосознанного) торможения, и тем более катастроф по этой причине. То есть необходимо обязательно объяснить почему при использовании подобных педалей на других самолетах не было случая подобному в Ярославле, а вот в Ярославле это случилось. Ведь если бы ошибочное торможение было бы так просто осуществимо, то большая часть парка этих самолетов давно бы превратилась в металлолом.

И МАК объясняет это так. Якобы у этого конкретного экипажа существовал некий негативный перенос навыков, см. стр. 219:

- В аварийном полете имел место негативный перенос навыков с самолета Як-40 на самолет Як-42 в части положения ног на педалях в процессе разбега;

Разберем этот вопрос подробнее. Как указывает МАК в п.1.18.2 Особенности конструкции педалей на самолете Як-40 и самолете Як-42Д, педали Як-40 имеют следующий вид

И постановка на них ног осуществляется только одним способом как указано ниже, см. стр.161

Как видно конструкция таких педалей предусматривает что ноги летчика вместе с каблуками находятся на педалях в специальных чашках, каблук находится выше нижнего края педали. Управление педалями при этом происходит обычным образом - движением ноги от себя на себя происходит управление РН (передним колесом), а поворотом носков ног от себя осуществляется нажатие на тормозные площадки. При этом за счет того что ось поворота тормозной площадки находится примерно посередине педали и возможно раздельное управление РН (передним колесом) и тормозами, и при движении ноги от себя для управления РН (передним колесом) не происходит автоматического нажатия на тормозные площадки, как это происходило бы если бы вся нога вместе с каблуком лежала на педали подобной Як-42Д.

Таким образом положение ног на чашечных педалях Як-40 всегда одно - каблуки полностью на педалях выше нижнего ее края.

Далее, анализируя налет экипажа и условия переучивания на Як-42Д, МАК на стр.172 утверждает:

- Таким образом, подготовка и выполнение полетов на самолете Як-42 как КВС, так и второго пилота, были непланомерными, с большими перерывами для полетов на самолете Як-40. Налет обоих пилотов на самолете Як-40 в разы превышал налет на самолете Як-42. Учитывая изложенное, Комиссия считает, что у обоих пилотов имел место негативный перенос навыков, полученных при пилотировании и управлении самолетом Як-40, на самолет Як-42, что способствовало ошибочным действиям экипажа в аварийном полете.

И на стр.219 поясняет:

- В аварийном полете имел место негативный перенос навыков с самолета Як-40 на самолет Як-42 в части положения ног на педалях в процессе разбега;

То есть - МАК утверждает, что привыкнув полностью ставить каблуки на педали на Як-40, этот конкретный экипаж якобы точно так же ставил ноги с каблуками на педали в процессе разбега на Як-42Д, что и явилось негативным переносом навыков. Но по причинам подробно указанным выше - невозможнона Як-42Д поставить ноги на педали аналогично Як-40 и тем более управлять ими, если все же гипотетически допустить возможность такой постановки.

Таким образом можно сделать наиболее вероятное предположение почему МАК крайне необходимо употребить выражение - каблуки на педалях. Ведь именно это положение и только оно одно полностью аналогично положению ног на педалях Як-40! А без этой аналогии не может идти и речи о предполагаемом МАК, а получается на самом деле надуманном, негативном переносе навыков, который единственно один и объясняет - а почему это случилось только в Ярославле и подобного не происходило в массовом порядке раньше. То есть логическая цепочка такова: нет каблуков полностью на педалях Як-42Д - тогда нет аналогии с постановкой ног на педали Як-40 - тогда неоткуда взяться негативному переносу навыку - и тогда невозможно объяснить, а почему другие на таких же педалях производят разбег и не разбиваются!

И таким образом летчики в Ярославле были представлены как недостаточно обученные и неправильно поставившие ноги на педали полностью вместе с каблуком - якобы это тоже штатное правильное положение для Як-42Д, но только не на разбеге, а они использовали его на разбеге потому как так привыкли делать на Як-40. На самом деле в реальности единственно существующая постановка ног на педали Як-40 значительно отличается от правильного штатного верхнего положения ног на педалях для Як-42Д, и в этом смысле - самого положения ног на педалях - просто неоткуда взяться негативному переносу навыков. Потому предположительно МАК и использует в тексте отчета разные формулировки "неправильной" постановки ног на педали, и в тех местах отчета где идет речь о негативном переносе навыков вместо ноги (ступни) на тормозных площадках применяет выражение - каблуки на педалях. А без этого невозможно выдвинуть саму версию негативного переноса навыков с Як-40 на Як-42Д и именно ею объяснить отсутствие хоть сколько-нибудь значимой статистики относительно случаев неосознанного торможения и тем более катастроф при эксплуатации подобных педалей.

1.7 Причина отсутствия в отчете фото "неправильной" постановки ног.

И теперь можно сделать следующее предположение о еще одной причине отсутствия в отчете МАК фото "неправильной" постановки ног на педали. Ведь если допустим МАК опубликует такое фото на котором будет показано обычное правильное штатное верхнее положение ног на педалях Як-42Д - как на скрине ниже

- то оно никак не может быть признано аналогичным единственно возможному положению ног на педалях Як-40 (на фото ниже)- ведь каблук на Як-40 расположен полностью на педали, а у Як-42Д под педалью, и следовательно и речи не может быть о негативном переносе навыков.

Если же МАК предоставит фото "неправильной" постановки ног на педали с положением ног еще выше верхнего штатного правильного - с каблуком полностью на педали аналогично Як-40, см. как на фото ниже

то этой фотографией поставит всех в недоумение, ведь нога тогда будет задевать за элементы конструкции и невозможно будет раздельно использовать тормоза и управление поворотом передней стойки (РН), так как уже подробно описывалось выше - при любом движении от себя ногой находящейся в таком положении на педали - всегда будут обжиматься тормоза, даже когда это и не нужно.

Потому МАК при составлении отчета образно говоря лавирует между Сциллой и Харибдой - фото "неправильной" постановки ног не публикует и использует две формулировки - ноги (ступни) на педалях (тормозных площадках) там где говорится о причине якобы неосознанного торможения и каблуки на педалях там где говорится о надуманном негативном переносе навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: