Планы практических занятий
Практическое занятие №1.
Тема: "Экономика образования": место и роль в системе вузовской подготовки
и научного знания (2 часа).
Основные понятия: организация, осуществляющая образовательную деятельность, система образования, экономика образования, человеческий капитал, экономический подход к образованию.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Научные подходы к экономике образования.
2.Концепция человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода.
3.Родоначальная модель экономики образования.
4.Зарождение экономики образования как науки в трудах С.Г. Струмилина и В.А. Жамина.
5. Развитие концепции экономики образования.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
Дополнительная:
2.Актуальные проблемы экономики образования: учебное пособие /Б.А. Саакян. - СПБ.: ГУАП, 2010. -176с.
3.Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г.Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.
4.Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999. С. 170 - 237.
5.Вифлеемский А.Е. Экономика образования. – М., 2003. – 342 с.
Задания для СРС:
1. Составление тезауруса: организация, осуществляющая образовательную деятельность, система образования, экономика образования, человеческий капитал.
2. Анализ литературных источников из программного списка. Изучение нормативно-правовых актов и законодательства в сфере образования, образцов документации.
Практическое занятие №2.
Тема: «Образование, образовательные услуги и государственный бюджет» (2 часа).
Основные понятия: образование, предмет труда в сфере образования, образовательные услуги, рынок образовательных услуг, педагогический труд.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Место образования в системе общественного воспроизводства.
2. Особенности образовательных услуг.
3.Организационные и правовые проблемы реализации нормативного финансирования образования.
4.Зарубежные модели финансирования образования.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Бюджетный кодекс РФ.
4. Налоговый кодекс РФ.
5. Национальная доктрина РФ в области образования.
6. Нормативно-правовая база образовательного учреждения. / Сост. Л.А. Дорофеева, А.В. Тимашева. - М.: Школьная книга, 2001.
7. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон РФ.
Дополнительная:
1.Арженовский С. Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе // Вестник высшей школы. 2002. № 10. С. 59-60.
2.Актуальные проблемы экономики образования: учебное пособие /Б.А. Саакян. - СПБ.: ГУАП, 2010. -176с.
3.Валиев Ш.З., Добрынин А.И. Образовательная услуга в рыночной экономике // Экономика образования. 2001. № 2. С. 30-35.
4.Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999. С. 170 - 237.
5.Вифлеемский А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемский. – М., 2003. – 342 с.
6.Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 48-50.
7.Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / Под науч. ред. П.Ф.Анисимова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. С. 26 – 30.
8.Методические рекомендации по расчету потребности учреждения высшего профессионального образования в бюджетных средствах // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 3(22). С. 63-112.
9.Репина О.В. Финансовое планирование и формирование бюджета на университетском уровне // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4(15). С. 46-49.
10. Роденкова Т.Н., Вифлеемский А.Б., Лозицкий И.Г. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях и централизованных бухгалтериях. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2004.
11. Роденкова Т.Н. Проблемы формирования и распределения финансовых потоков в системе образования. Сборник научных трудов. - М.: ИУО РАО, 2003.
12. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С.А.Белякова. М.: Технопечать, 2003.
13. Якушева К.Е. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995.
Задания для СРС:
1. Подготовка аналитических записок по темам: «Объекты интеллектуальной собственности», «Автономность организации, осуществляющей образовательную деятельность».
2. Анализ литературных источников из программного списка. Изучение нормативно-правовых актов и законодательства в сфере образования, образцов документации.
3.Составление тезауруса: образование, предмет труда в сфере образования, образовательные услуги, рынок образовательных услуг, педагогический труд.
4.Составление схемы системы образования в РФ.
5.Подборка статистического материала, характеризующего экономические отношения в системе образования РФ.
6.Составление расчета цены образовательной услуги.