Тема урока
| ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
|
Дата урока
|
|
Тип урока
| Ознакомление с новым материалом
|
Цель урока
| Создать условия для формирования представлений учащихся о социальной роли ученика; углубить и расширить представление о школьном образовании
|
Образовательные ресурсы
| Презентация «Профессия – ученик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/576984/
|
План урока
| 1. Школьное образование.
2. О чем рассказала бабушка.
3. Чему учит школа сегодня.
4. Учись учиться
|
Личностно значимая проблема
| «Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался» (А. Навои)
|
методы и формы обучения
| Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
|
Основные понятия
| Образование, ступени образования, высшие учебные заведения
|
Планируемые результаты
|
Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
| Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
Этапы урока
| Время (мин)
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации совзаимодействия на уроке
| Универсальные учебные действия (УУД)
| Формы контроля
|
I. Мотивация к учебной деятельности
|
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
| Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
| Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
| Фронтальная работа
| Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
|
|
II. Акту-ализация знаний
|
| Беседа
| Организует беседу по вопросам:
– Когда вы впервые переступили порог школы?
– Вы помните свой первый день в школе?
– Какое у вас было настроение?
– Кто такой школьник?
– Что его отличает от других?
– Кого бы вы назвали хорошим учеником?
– Чему учат в школе?
| Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение
| Фронтальная работа
| Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
| Устные ответы
|
III. Изучение нового материала
| 17
| 1. Презентация «Профессия – ученик».
2. Экспрес-опрос на выявление мотивации учения «Для чего мы учимся».
3. Работа с текстом учебника и схемой, с. 50–51.
4. Задание в рабочей тетради, № 2, с. 29.
5. Работа с текстом учебника, с. 52–54, и рубриками «Путешествие в прошлое», «Картинная галерея», «Жил на свете человек».
6. Работа с текстом учебника, с. 55–57; с заданиями рубрики «В классе и дома», с. 57–58,
№ 2, 3, 4
| 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Организует экспресс-опрос, выявляя у учащихся мотивы их обучения в школе, фиксирует ответы на доске, ранжирует мотивы учения; организует обсуждение результатов по вопросам:
– Почему важно получать среднее образование?
– Можно ли в наше время прожить без образования?
3. Организует прочтение текста и работу по анализу схемы:
– Опираясь на схему (с. 50), назовите три ступени школьного образования.
– Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли.
– На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?
– Какие ступени у вас впереди?
– Рассмотрите схему на с. 51. Какое образование можно получить после окончания школы?
– Зачем необходимо учиться, когда получен школьный аттестат?
4. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях.
5. Организует работу по прочтению текста с последующей беседой по вопросам:
– Сравните предметы, которые изучали в школе в XVIII веке и изучают сейчас в начальной школе. Какое образование можно считать более широким?
– Рассмотрите картину В. М. Кустодиева. Чем школа Московской Руси отличается от современной? Что делают ученики? Что делает учитель?
– Прочтите текст о Н. И. Пирогове. Что вам представляется наиболее ценным в педагогических взглядах Н. И. Пирогова?
6. Нацеливает на самостоятельное изучение пункта «Учись учиться» и выполнение заданий.
Организует обсуждение вопросов:
– Как вы понимаете слова «учись учиться»?
– Можно ли самому научиться чему-то?
– Сколько времени вам необходимо на выполнение домашнего задания?
– Где делаете уроки? Кто помогает вам в этом?
| 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
2. Участвуют в экспресс-опро-се, обсуждают его результаты.
3. Анализируют схемы, отвечают на вопросы.
4. Самостоятельно выполняют задания.
5. Знакомятся с информацией учебника, рассматривают иллюстрации, высказывают разные точки зрения, участвуют в обсуждении вопросов.
6. Самостоятельно читают текст учебника, отвечают на вопросы, принимают активное участие в обсуждении практических заданий. Высказывают свое мнение, приводят примеры и доказательства
| 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Индивидуальная, фронтальная работа.
6. Индивидуальная, фронтальная работа
| Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество
|
2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Задание в рабочей тетради.
5. Устные ответы
6. Устные ответы
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
| 7
| Ответить на вопросы, с. 57
| Организует дискуссионную беседу по вопросам учебника
| Отвечают на вопросы, используя новые знания
| Фронтальная работа
| Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
| Устные ответы
|
V. Итоги урока. Рефлексия
| 5
| Обобщение полученных на уроке сведений
| Проводит беседу по вопросам:
– Только ли знания по разным предметам дает вам школа?
– Интересно ли вам учиться?
– Нужна ли вам помощь учителя, родителей, одноклассников?
| Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
| Фронтальная
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
|
|
Домашнее задание
| 2
| § 6. Задание в рабочей тетради, № 8, с. 33. Составление рассказов на тему «Школа моей мечты»
| Конкретизирует домашнее задание
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная работа
|
|
|
| | | | | | | | | | |