Казахстан является частью исламского мира, т.к. его основное население составляют
этнические мусульмане, которые практикуют ислам и соблюдают религиозные принципы. В целях
привлечения инвестиций из стран Ближнего Востока и Персидского залива, а также удовлетворения
интересов и нужд мусульманской общины многие страны на законодательном уровне стали внедряп,
ислам.9,кое финансирование, к их числу относится и Казахстан.
if'нa сегодняшний день в мире существует более 500 исламских финансовых институтов (с
учетом «исламских окон» обычных банков и такафул-компаний и др. исламских финансовых
организаций) более чем в 80 странах с суммарными активами более 1 трлн долл. США, ежегодные
темпы роста составляю1" 10-15%. По оценкам рейтингового агентства Standard&Poor's, исламские
финансовые институты обладают семикратным потенциалом развития - до 4 трлн долл. США.
Исламскую экономическую модель или ее отдельные положения на практике делят на 3
группы:
- государства с монистической моделью, где исламизация проводилась в масштабах всей
|
|
финансовой системы (Иран, Пакистан, Судан);
- государства, где возобладала дуалистическая модель, при которой традиционные и
исламские финансовые институты сосуществуют в одном правовом поле (Бахрейн, Киргизия,
Малайзия, Турция, Казахстан и др.). При этом деятельность исламских финансовых институтов
регулируется специальным законодательством;
- государства, сохранившие приверженность традиционной модели (Азербайджан, Босния и
Герцеговина, Великобритания, США). В таких государствах за исламскими финансовыми
институтами не признается особого статуса.
В настоящее время в основном во всех странах мира, где функционируют исламские
финансовые институты, их деятельность регулируется не только мусульманской правовой системой,
но и действующим законодательством тех стран, где они осуществляют свою деятельность, т.е.
установлена смешанная правовая система, включающая в себя элементы мусульманского права, а
также права общего или континентального.
Дуалистическая модель характеризуется следующими важными признаками:
- государство оказывает политическую и иную поддержку исламским банкам и другим
исламским финансовым институтам;
- традиционный и исламский финансовые секторы функционируют параллельно;
- деятельность исламских финансовых институтов, как правило, регулируется специальным
законом.
- традиционные банки и страховые компании предлагают клиентам исламские финансовые
продукты и услуги, открывают исламские «окна».
Дуалистическая модель доказала свою эффективность в странах со значительным
|
|
мусульманским населением, стремящихся, чтобы их модели развития соответствовали исламу. Так,
Турция, где долгое время за исламскими банками не признавалось особого статуса, после внесения
поправок в законодательство и отнесения исламских банков к категории партнерских банков
фактически перешла к дуалистической модели.
12 февраля 2009 г. был принят Закон Республики Казахстан «0 внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», что заложило основу для развития исламской финансовой индустрии в стране. За основу развития исламского финансирования Казахстаном была взята дуалистическая модель, характеризующаяся следующими признаками:
- государство оказывает политическую поддержку исламским финансовым институтам;
-традиционный и исламский финансовые секторы существуют параллельно;
- деятельность исламских финансовых институтов регулируется специальным законом, но он не препятствует им оперировать в одном правовом поле с традиционными финансовыми институтами;
- традиционные банки и страховые компании предлагают клиентам исламские финансовые продукты, открывают исламские «окна>>.
Уникальным в данной ситуации является то, что в Казахстане поправки в законодательство были приняты до того, как в стране появились первые исламские банки. Вслед за Казахстаном в апреле того же года и в Киргизии были приняты поправки в банковское и иное законодательство, позволяющее исламским банкам полноценно осуществлять свою деятельность и конкурировать с традиционными банками. В ближайшее время в группу стран с дуалистической моделью войдет Босния и Герцеговина, где с 2000 г. функционирует Воsпа Bank Interпatioпal. Таким образом, отношение регулирующих органов к статусу исламских банков и других финансовых институтов определятся не количественными показателями, а оценкой той роли, которую могут сыграть исламские банки в экономике страны. Третья группа стран фактически обозначена переходной для некоторых государств со значительным мусульманским населением.
Ключевое место в исламских финансовых операциях занимает справедливость, которая достигается главным образом за счет распределения риска. Предполагается, что участвующие стороны должны дел ить прибыль и убытки. Соответственно, запрещено начисление процентов. В то время как традиционное посредничество обычно основано на долге и позволяет для кредитора минимизировать риски, то этическое посредничество основано на реальных активах и 11аразделении рисков. Это означает, что инвестирование построено на долевом участии или фактической купле продаже того или иного актива, отсюда исламские банки являются неотъемлемой частью реальной экономики по сравнению с традиционными банками, которые в принципе уже оторваны от нее, получая доходы из чисто финансовых трансакций.
Исламское финансирование основывается на следующих базовых принципах и предписаниях шариата для финансовой и коммерческой деятельности мусул ьманина:
1. Доход может быть получен только двумя путями: торговлей товарами (произведенными самим продавцом или приобретенными у других) и предоставлением услуг.
2. Запрет на доход в виде ростовщического процента риба (араб. - рост, увеличение).
3. Продавец может продавать лишь тот товар, которым он владеет, т.е. является собственником, и который имеется физически у него в наличии.
4. Принцип участия в риске. Доход может быть получен только как результат коммерческой деятельности, по своей природе имеющей рисковый характер. То есть доход не может быть гарантированным, и предприниматель должен принимать на себя коммерческий риск.
|
|
К основным причинам, способствующим развитию исламского финансирования, относятся:
- рост числа мусульман в мире - потенциальных клиентов исламских финансовых институтов, еще не получающих услуги, основанные на стандартах шариата, и которым вероисповедание не позволяет использовать в своих продуктах традиционный ссудный процент (риба);
- наличие базовых принципов деятельности исламских финансовых институтов, основанных на канонах шариата, в частности запрета на проведение рискованных спекулятивных операций и финансирования сделок, связанных с финансовыми операциям и, поэтому их стратегия направлена на сотрудничество с предприятиями реального сектора экономики, что позволяет им сотрудничать с исламским банком на долгосрочной основе.
Для эффективной реализации дуалистической модели в стране должна быть создана исламская финансовая инфраструктура в виде различных исламских финансовых институтов и инструментов. На сегодняшний день на территории РК функциони руют следующие финансовые институты.
На сегодняшний день в Казахстане функционируют образовательные центры, которые
направлены на обучение и повышение уровней квалификации специалистов:
-ИОЦРФЦА;
- Академия РФЦА;
- Исламский Центр финансирования, обучения и бизнеса (ИЦФОБ).
Деятельность консалтинговой компании «lstisna'a Corporation» направлена на повышение
финансовой грамотности в вопросах исламского финансирования среди представителей финансовых
институтов, МСБ и населения Казахстана, а также на содействие развития исламской финансовой
индустрии в стране и регионе:
- организация учебных семинаров, тренингов и курсов по исламским финансам для получения
профессиональных знаний и практических навыков;
- проведение международных и научно-практических конференций, форумов и других
организационных мероприятий по исламским финансам, издание и выпуск литературы, публикаций и
статей по исламским финансам;
- взаимодействие с государственными органами РК и международными регулятивными
|
|
организациями в целях формирования целостной системы исламского финансирования в Республике
Казахстан;
- развитие международных связей;
- консультационные услуги для БВУ и бизнес-сообществ;
- разработка исламских финансовых продуктов;
,_.- взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти РК и
международными регулятивными организациями.
В октябре 2014 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Национальным
Банком РК и Центральным Банком ОАЭ, который направлен на установление сотрудничества между
центральными банками двух государств в сфере финансового надзора, а также на развитие
исламского финансирования, что будет способствовать обеспечению стабильности финансовой
системы государств.