Тема 3.4. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты
Контрольная работа №2
Исправьте предложения и объясните характер каждого лексического недочета (употребление слова в несвойственном ему значении; логическая несочетаемость (алогизм); стилевой разнобой; нарушение лексической сочетаемости; неправильное употребление многозначных слов и слов, имеющих омоним; смешение паронимов; плеоназмы; немотивированное употребление иноязычных слов; употребление речевых штампов, канцеляризмов; немотивированное использование слов, имеющих ограниченную сферу функционирования; искажение и контаминация фразеологизмов):
Вариант 1
- Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.
- Этот человек был полный невежа в искусстве.
- Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
- Я согласился на это скрипя сердцем.
- Закопчённое копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света.
- Студенты прослушали лекцию о творчестве И. Бунина.
- Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
- В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
- Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
- Он заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
- Руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.
- Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
Вариант 2
- За торт можно оплатить в первой кассе.
- Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.
- Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
- Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
- В этих событиях важную скрипку играют военные.
- Победители олимпиады были награждены памятными наградами.
- Они твердо верили в неминуемую победу.
- Взгляд Евгения пылал огненным пламенем.
- Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.
- Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.
- В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.
- Её первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.
Контрольный тест №1
- Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с неточным пониманием значения слова.
1. Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
2. Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.
3. На последней выставке была представлена целая плеяда новых компьютеров.
4. В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.
- Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.
1. Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.
2. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
3. Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
4. Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.
- Укажите номера предложений, в которых встречаются ошибки, связанные с лексическим плеоназмом.
1. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.
2. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
3. Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века.
4. Имя Андрея Рублёва широко известно не только в России, но и за рубежом.
- Отметьте предложения, где есть тавтология.
1. Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
2. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.
3. Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
4. Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
- Указав номер предложения, запишите правильный вариант паронима:
1. Эта книга имеет двойной характер.
2. Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.
3. Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.
4. В начале конференции трибуна была представлена гостям для приветствий.