Восточноафриканские грифы могут пролетать до 200 км, умело используя восходящие воздушные потоки. Изучение этих птиц проводилось при помощи планера, снабженного двигателем.
Достаточно посмотреть на грифов, часами легко парящих над головой, чтобы убедиться, что эти птицы принадлежат к числу самых лучших мастеров пилотажа. Однако бывают моменты, когда грифы вообще не могут летать. Ранним утром на равнинах восточной Африки часто можно увидеть небольшие группы этих птиц, которые накануне вечером слетелись к пище и заночевали около нее. Если грифов вспугнуть, они взлетают, но очень скоро вновь опускаются на землю. Повторив это несколько раз подряд, птиц можно настолько утомить, что их легко будет поймать голыми руками. Таким способом ничего не стоит ловить, например, представителей двух весьма распространенных видов: африканских сипов (Gyps africanus) и сипов Рюппеля (Gyps ruppellii). Позже – около девяти утра – так удается иногда поймать грифа, отяжелевшего от пищи. Чаще же птица некоторое время летит прямо вперед, а затем круто сворачивает в сторону и в то же время начинает набирать высоту. Временами взмахивая крыльями, гриф делает несколько небольших неправильных петель, после чего начинает парить, описывая широкие круги. При этом он продолжает подниматься, не работая крыльями, и постепенно смещается в направлении ветра.
|
|
Трудности, возникающие при полете за счет мускульной энергии, связаны у грифов с чересчур большим весом тела. Существует соотношение между мощностью, необходимой для полета, мощностью мышц и весом тела, которое ограничивает размеры животного, способного подняться в воздух за счет энергии мышц. Крупные грифы, аисты и пеликаны вплотную приближаются к этой границе, и они вряд ли могли бы долго держаться в воздухе, если бы не научились извлекать энергию для полета из атмосферных процессов.
Траектория птицы, планирующей с постоянной скоростью и не машущей крыльями, неизбежно отклоняется вниз. Поэтому скорость имеет составляющую, направленную вертикально вниз, - скорость снижения. Если скорость восходящего потока, пересекаемого птицей, превышает скорость снижения, то птица набирает высоту и накапливает тем самым потенциальную энергию, которая может быть использована при планировании в неподвижном воздухе. Любая система маневров, основанных на использовании атмосферных процессов, называется парением.
В технике парения можно выделить несколько вариантов соответственно характеру атмосферных процессов, приводящих к возникновению восходящих потоков. Однако существование восходящего потока достаточно интенсивное и – это лишь внешняя предпосылка, необходимая для парения. Птица должна, прежде всего, обнаружить поток, а найдя его – выполнить нужные маневры, чтобы им воспользоваться. После ошибочного маневра она чаще всего теряет эту возможность. Парящая птица может использовать несколько видов восходящих потоков, например потоки обтекания, возникающие, когда ветер набегает на склон горы; термические потоки, когда воздух, нагретый горячей землей, столбом поднимается вверх; волновые потоки, когда воздух, совершая колебательные движения, поднимается с подветренной стороны препятствия. При использовании потока обтекания подходящим маневром служит челночное курсирование над наветренным склоном. Если же птица попадает в термический поток, ее тактика меняется: она описывает круги, смещаясь в направлении ветра. В отличие от этого участок волнового потока не изменяет положения относительно земли, и птица должна использовать его так же, как поток обтекания, с той лишь разницей, что основной ориентир – склон здесь отсутствует.
|
|
Парящие птицы отнюдь не самая удобная для изучения группа, отчасти потому, что обычный наблюдатель, в традиционных резиновых сапогах и с биноклем, часто теряет птицу из виду, так как заметно уступает ей в подвижности; кроме того, с земли очень трудно судить, какой воздушный поток использует в данный момент птица. Даже самые тщательные наблюдения с земли позволяют делать лишь ограниченные выводы, и, в общем-то, со времени выхода в 1913 г. классического труда Э. Хэнкина «Полет животных» этот подход лишь немногое добавил к нашим познаниям в данной области.
Обычно птицы восточной Африки парят в потоках обтекания и в термических потоках. Первые, разумеется, можно использовать только в холмистых районах и на относительно небольшой высоте, так что главный источник подъемной силы для этих птиц – термические потоки. Наблюдая за взлетом грифов, легко заметить, что они используют какие-то вполне определенные атмосферные возмущения, а не энергию турбулентных завихрений, распределенных случайным образом. Как только один гриф начинает набирать высоту, к нему сразу присоединяются другие (а часто и птицы других видов), так что скоро уже целая группа птиц кружится вокруг общей оси. Эта ось соответствует центру термического потока, который на небольших высотах может быть колончатого типа или типа «песчаных чертиков». Название «песчаные чертики» связано с тем, что над сухой землей интенсивные потоки такого типа поднимают крутящиеся столбы пыли. В более высоких слоях могут образовываться вихрекольцевые потоки. Термические потоки часто бывают увенчаны кучевыми облаками. С позиций парящей птицы или пилота термический поток любого типа можно рассматривать как цилиндрический восходящий поток, смещающийся в направлении ветра. Наилучшее маневрирование в этом случае сводится к движению по окружности наименьшего возможного радиуса, чтобы оставаться все время вблизи центра потока, где его подъемная сила максимальна.
Способность птицы использовать термические потоки для того, чтобы удерживаться в воздухе или перемещаться над землей, зависит от ее аэродинамического качества.
Многие хищные птицы пользуются термическими потоками главным образом для того, чтобы с воздуха разыскивать пищу. Африканский воинственный орел (Polemaetus bellicosus), питающийся птицами, использует восходящие потоки так же, как более мелкие орлы и ястребы-скалы или телеграфные столбы. В поисках пищи он поднимается в термическом потоке на умеренную высоту, обычно 300-600 м и, опустив голову, медленно планирует, высматривая жертву.
Грифы разыскивают падаль примерно таким же способом, но их тактика связана с необходимостью быстро оказаться там, где появилось мертвое животное. Поочередно то поднимаясь в термических потоках, то планируя в разных направлениях, они осматривают территорию с высоты 200-500 м. С высоты 300 м гриф может в течение шести минут достичь любого места в радиусе около 4,5 км. В более близких точках он может, круто спланировав, оказаться еще быстрее, чем больше угол планирования, тем быстрее скользит вниз гриф. Питающиеся падалью звери, в частности пятнистые гиены (Crocuta crocuta), тоже внимательно следят за активностью животных в окружающем районе (в том числе и за снижающимися грифами), но им гораздо труднее вовремя добраться до нужного места, предельная скорость четвероногих много меньше. Таким образом, грифы, хотя они и не смогли бы отогнать гиен от падали в случае прямого столкновения, все же успешно конкурируют с ними благодаря огромному преимуществу – возможности быстро оказаться возле неожиданно появившегося источника пищи.
|
|
У африканских грифов и сипов выработались две различные стратегии поиска пищи. Одна стратегия состоит в том, чтобы хорошо изучить определенную местность и все время тщательно обследовать ее. В районах, где дичи мало, других возможностей просто нет. Однако для фауны восточной Африки характерны крупные популяции мигрирующих копытных, а это открывает другую нишу для питающихся падалью животных, способных использовать такую ситуацию. Например, в Серенгети сотни тысяч антилоп гну в течение года перемещаются по кругу длиной около 500 км; такие же миграции совершают и не уступающие им по численности популяции зебр и газелей.
Для питающегося падалью оседлого животного мигрирующие стада временно обеспечивают избыток потенциальной пищи, но они перемещаются несколько хаотично и часто исчезают так же неожиданно, как появляются. Поэтому животное, приспособившееся к питанию за счет мигрирующей дичи, вынуждено обходиться без постоянного района обитания и следовать за стадом, а значит – не может изучить территорию так основательно, как его оседлые конкуренты.
|
|
По-видимому, из четырех видов крупных восточноафриканских грифов и сипов два являются оседлыми, а два – странствующими. К такому выводу несколько лет назад пришел Ганс Круук, изучавший особенности поведения этих птиц при кормежке. Представители двух оседлых видов-ушастый гриф (Torgos tracheliotus) и африканский белоголовый гриф (Trigonoceps occipitalis) – никогда не собираются в большом числе; редко можно увидеть около одного трупа более восьми ушастых или двух белоголовых грифов. Эти птицы прилетают к месту кормежки первыми гораздо чаще, чем можно было бы ожидать, исходя из их малочисленности; это указывает на то, что они используют стратегию «тщательного поиска». Напротив, африканские сипы и их сородичи, сипы Рюппеля, часто собираются возле крупных трупов сотнями, хотя очень редко прилетают первыми. Было бы преувеличением сказать, что они никогда не находят пищу сами. Однако эти птицы, видимо, больше полагаются на наблюдение за хищными зверями и грифами, чем на самостоятельный поиск. В отличие от грифов они никогда не дерутся в воздухе. Территориальное поведение у них, очевидно, тоже отсутствует, хотя стычки между сипами во время кормежки – дело обычное.
Различное поведение в воздухе можно наблюдать и с планера. Когда есть термические потоки, ушастые и белоголовые грифы встречаются почти повсеместно, обычно парами, тогда как африканские сипы и сипы Рюппеля концентрируются, часто в весьма внушительных количествах, над мигрирующими стадами (особенно над стадами гну). Если эти сипы встречаются в стороне от стад, это обычно связано с перелетами между меняющимися местами кормежки и постоянными районами гнездования. Именно такая пространственная разобщенность и требует от сипов способности использовать термические потоки не только для парения над одним местом, но и для длительных путешествий.
Самые дальние перелеты приходится совершать сипам Рюппеля, которые гнездятся колониями на скалах. Эта особенность, отличающая их от африканских сипов (гнездящихся на деревьях), возможно, отражает тот факт, что ареал этих птиц приурочен главным образом, к более северным засушливым районам, и Серенгети является, по существу, его границей. В окрестностях парка для гнездования пригодны только восточные склоны гор Голь, где насчитывается около 500 гнезд сипов Рюппеля. Птенцов эти птицы обычно выкармливают в сезон дождей-с февраля по май. В это время основная масса копытных концентрируется на равнинах Серенгети и Салеи, поблизости от гнездовий на скалах. Однако сезон дождей часто прерывается периодами засухи; зебры и гну в это время мигрируют на юг и на запад. В результате сипам приходится пролетать по 100 и более километров в один конец, чтобы ежедневно кормить птенцов.
В благоприятную для парения погоду (преобладающую во время засухи) сипы могут двигаться со средней скоростью около 45 км/ч. Значит, путь от гнезд к месту кормежки или обратно должен занимать у них два-три часа. В ветреную погоду сипы начинают парить около скал в потоках обтекания с первыми лучами солнца. Преобладающие восточные ветры помогают им двигаться на запад от склона к склону до края равнины Серенгети. Здесь они вынуждены дожидаться первых слабых термических потоков, которые появляются обычно в 8-9 часов утра. С появлением восходящих потоков птицы начинают перемещаться по ветру над равниной.
Наиболее удобно для парения время между 11 часами утра и 4 часами дня, когда часто встречающиеся термические потоки обеспечивают подъем со скоростью 2-4 м/с в большом диапазоне высот: почти от земли (примерно 1600 м над уровнем моря) до слоя облаков (обычно около 3500 м над уровнем моря). Подъем на такую высоту требует около 10 минут, после чего сип может планировать в любом направлении.
Скорость прямолинейного планирования обычно достигает 70-85 км/ч. При таких скоростях уклон планирования составляет примерно 1: 10, т. е. на каждые 10 м горизонтального полета птица снижается на 1 м. Если общего подъема воздушных масс нет, то за 15 минут сип может пролететь около 18 км, прежде чем возникнет нужда в очередном термическом потоке. Общее время, затрачиваемое на такой перелет, составит 25 минут, включая время, необходимое для набора высоты; это дает среднюю скорость горизонтального передвижения 43 км/ч. На самом деле птицы обычно не используют весь доступный диапазон высот; чаще всего они ограничивают подъем 2500-3000 метрами над уровнем моря. Кроме того, они существенно уменьшают угол планирования, снижая скорость в восходящих потоках и повышая ее в промежутках. Однажды я сопровождал на планере сипа Рюппеля, который, используя эту тактику, вообще обходился без круговых полетов на протяжении 32 км пути. За это время он снизился всего на 520 м, т. е. достиг среднего уклона планирования менее 1: 60!
Способность сипов добывать пищу на расстоянии около 100 км от гнезда дает им еще одно преимущество перед таким серьезным конкурентом, как пятнистая гиена. На протяжении первых нескольких месяцев жизни детеныши гиены не покидают норы; поэтому, когда поблизости нет стад, матери приходится иногда пробегать много километров в поисках пищи, причем она вынуждена периодически возвращаться, чтобы кормить детенышей своим молоком. Радиус зоны поисков у гиен в точности не известен, но он, без сомнения, гораздо меньше, чем у сипов, из-за меньшей скорости передвижения по земле и большей затрате энергии.
Основное преимущество, которое дает птице малая нагрузка на крыло, - это возможность парения в начале дня, когда термические потоки еще слабы. При поисках пищи это очень важно: чем раньше утром гриф сможет подняться в воздух, тем больше у него шансов обнаружить останки погибших или растерзанных хищниками за ночь животных. В жаркое время дня термические потоки становятся шире и мощнее, и преимущество скорости подъема, связанное с малой нагрузкой на крыло, теряет смысл: средняя скорость полета возрастает из-за более медленного планирования. В известном смысле у птиц оптимизированы оба элемента парения, так как для ускорения планирования они могут уменьшать площадь крыльев. Но, несмотря на это, по средней скорости они все же уступают планерам.
Если, используя двойную логарифмическую шкалу, графически сопоставить нагрузку на крыло с весом тела у разных птиц, будет видно, что грифов можно разделить на две группы. У оседлых ушастых и белоголовых грифов нагрузка на крыло небольшая: они специализированы для парения в очень слабых восходящих потоках. У Gyps ruppellii и G. africanus, совершающих длительные перелеты, нагрузка на крыло больше.
Об экологии двух видов мелких грифов-стервятника Neophron perhopterus и африканского стервятника - известно немногое. Эти птицы посещают человеческое жилье и свалки, что нехарактерно для крупных видов. Они также часто собираются возле павших и убитых хищниками животных, подбирая остатки от пиршества более крупных сородичей. Стервятников можно отнести к группе птиц с высокой нагрузкой на крыло. Их сближает с сипом Рюппеля и то, что они строят гнезда на скалах, хотя и не образуют колоний. Африканские стервятники, относящиеся к группе птиц с малой нагрузкой на крыло, часто собираются у останков в большом числе, но гнездятся на деревьях отдельными парами.
Даже при сильных конвекционных потоках ни птица, ни планерист не могут позволить себе просто скользить в одном направлении, надеясь случайно встретить следующий термический поток. При такой тактике столкновение с землей слишком часто происходит раньше, чем попадается нужный поток. Термические потоки, за исключением сильных «песчаных чертиков», обычно невидимы, но вероятность встречи с ними можно повысить, если летать под собирающимися кучевыми облаками или над участками земли, которые могут нагреваться на солнце больше, чем окружающая поверхность.
Грифы и орлы прекрасно умеют отыскивать лучшие восходящие потоки, и похоже, что при этом они используют те же видимые признаки, что и планеристы. Например, для восточной Африки характерно объединение термических потоков в своего рода «улицы», которые отмечены цепочками кучевых облаков. В этих случаях восходящие потоки иногда располагаются так близко друг к другу, что птица или планер может, обходясь без круговых полетов, просто планировать от одного потока к другому и, не теряя высоты, пролетать таким образом до 80 км. Грифы даже отклоняются от своего маршрута, чтобы воспользоваться подобной «улицей».
Грифы следуют также за другими птицами (или планерами), которые уже начали подниматься в термическом потоке, так что иногда образуются довольно большие группы. Группы эти, однако, нельзя назвать стаями из-за непродолжительности их существования. Когда отдельные птицы набирают достаточную для их целей высоту, они выходят из потока независимо от других, и группа исчезает.
Совершенно другое поведение можно наблюдать у белых аистов (Ciconia ciconia). Эти птицы совершают самые дальние по сравнению с другими парящими видами перелеты - из северной Европы в южную часть Африки, причем они почти всецело полагаются на парение в термических потоках. Этот вид относится к группе с высокой нагрузкой на крыло. В некоторые годы сотни аистов зимуют в восточной Африке, вместо того чтобы продвигаться дальше на юг. Там часто можно видеть, как они разыскивают места для кормежки.
В поисках термических потоков белые аисты полагаются на координированное стайное поведение. Поодиночке эти птицы встречаются очень редко; обычно стаи состоят, по меньшей мере, из 20 особей, но часто их число достигает нескольких сотен. Между термическими потоками птицы держатся избранного направления независимо от видимых признаков атмосферных процессов. Они могут сделать крюк, чтобы избежать ливня, но не для того, чтобы следовать направлению «улицы» или двигаться от облака к облаку. В полете птицы рассредотачиваются в боковом направлении и планируют параллельными курсами. Как только часть птиц наталкивается на термический поток, эта группа начинает подниматься относительно остальной стаи. Тогда другие аисты меняют направление полета, приближаясь к тем, которые поднимаются быстрее всех. Скоро все они собираются в колонну, где, двигаясь по спирали, все время изменяют положение описываемых кругов, следуя за птицами, набирающими высоту с наибольшей скоростью. В верхней части термали птицы одновременно начинают планировать и вновь образуют широкий фронт для поисков следующего восходящего потока. Подобная тактика повышает вероятность нахождения потока, так как поиск идет в полосе шириной 200-300 м.
Белые аисты обычно проводят больше времени на больших высотах, у основания облачного слоя, чем грифы. Меньшая плотность воздуха дает здесь примерно тот же эффект, что и увеличение нагрузки на крыло; при достаточной ширине и мощности термических потоков это увеличивает среднюю скорость полета. Планеристы нередко поднимаются в кучевые облака, но для успешного использования этой тактики требуются компас и хотя бы один гироскоп. Точно неизвестно - могут ли аисты проникать достаточно глубоко в облака. В нижней части облака они иногда (а возможно, и всегда) прекращают спиральный подъем и летят параллельно основанию до края облака. Одна из самых интересных парящих птиц в восточной Африке - марабу (Leptoptilos crumeniferus). Эти птицы много времени проводят в болотах и на отмелях, но, кроме того, они питаются и падалью, разыскивая ее подобно грифам. Их полет кое в чем сходен с полетом белых аистов; иногда, например, они путешествуют стаями. Однако можно отметить очень интересное отличие: хотя во время прямолинейного планирования марабу, как и белые аисты, строго поддерживают определенный строй, они обычно рассредотачиваются не поперек, а вдоль направления полета. Это позволяет предположить, что при поиске термических потоков марабу в меньшей степени, чем белые аисты, полагаются на стайное поведение. В пользу этого говорит и то, что марабу, подобно грифам, часто парят поодиночке и движутся по термическим «улицам».
Роль стайного поведения в поиске термических потоков наиболее ярко выражена у розового пеликана (Pelecanus onocrotalus). В промежутках между потоками стая, часто насчитывающая несколько сотен птиц, вытягивается в длинную ломаную линию. Когда пеликаны набирают высоту, они собираются плотной группой, которая кружится как одно целое, так что издалека видны периодические белые вспышки: солнце отражается от перьев множества птиц. Таким образом, стаи пеликанов кочуют с озера на озеро в пределах восточноафриканской зоны разломов.
Главный источник энергии при парящем полете это, несомненно, атмосферные процессы. Однако парение требует энергетических затрат и от птиц. Их крылья не просто закреплены в горизонтальном положении, а удерживаются при помощи грудных мышц. У всех парящих птиц независимо от их эволюционного происхождения грудная мышца подразделяется на две части, одна из которых — тоническая - приспособлена к длительному напряжению. Пока еще не совсем ясно, сколько для этого требуется энергии, но, без сомнения, намного меньше, чем для машущего полета. У мелких птиц экономия энергии при парении не очень значительна, так как интенсивность метаболизма у них и в покое весьма высока, так что затраты на полет относительно невелики. У крупных птиц удельная интенсивность обмена гораздо ниже, поэтому парение позволяет им сберечь большую долю всей энергии. Некоторые мелкие птицы, например стрижи, тоже парят в полете, но парение как основной способ передвижения всеже характерен главным образом для крупных видов, у большинства которых возможности обычного полета весьма ограниченны. Подобно человеку, парящие птицы используют для передвижения внешние источники энергии; возможно, в этом отношении они составляют уникальную группу в животном мире.