Государственная власть в нашей стране осуществляется в соответствии с принципом единства власти и разделения ее ветвей.
В ст.10 Конституции РФ говорится о трех традиционных ветвях власти (законодательной, исполнительной, судебной), в ст.11 названы соответствующие им органы (парламент, правительство, суды), но в ст.80 сказано также о Государственной власти Президента РФ, который является главной государства.
Президент РФ не входит в какую-либо из традиционных ветвей власти и занимает особое положение главы государства. Как главе государства ему присущи некоторые элементы полномочий других ветвей власти: законодательной (без его подписи закон не имеет силы), исполнительной (он непосредственно руководит «силовыми» и некоторыми другими министрами), судебной (ему принадлежит право помилования преступников). Есть мнение, что в России двухголовая исполнительная власть (Президент и правительство РФ). У Президента есть собственный штат помощников, которые находятся в администрации президента (в основном это бывшие министры)
Система разделения властей на федеральном уровне у нас закреплена в Конституции РФ, поэтому для начала нужно будет сказать о ее роли в формирование политической системы российского государства. Потом мы перейдем к теории разделения властей, а также посмотрим какие полномочия принадлежат тем или иным государственным органам власти.
Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина
Это основной закон нашей страны, который принят на всеобщем голосовании народа в 1993 года. Принятие Конституции было обусловлено тем, что произошел распад СССР и требовалось изменение законодательной базы государства.
Структура Конституции России:
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65–79)
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
- Глава 5. Федеральное собрание (статьи 94-109)
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
- Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130 – 133)
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)
Нас сейчас интересуют, конкретно, 4, 5, 6 и 7 глава. Остальные главы мы разберем в разделе «право», когда у нас будет урок, посвященный Конституции РФ.
В этих главах прописана компетенция высших федеральных органов власти, порядок их формирования, а также система их взаимоотношений между собой. Мы должны понимать, что взаимодействие ветвей власти предполагает законодательное разграничение функций, чтобы не возникало сбоев в функционирование государственного аппарата.
То, что мы сейчас будем разбирать можно назвать одним названием «органы публичной власти»
Их принято делить на органы государственной власти (федеральные, региональные) и местные (органы местного самоуправления).
Нас в данный момент интересуют федеральные органы, а именно:
· Глава государства — Президент Российской Федерации;
· Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;
· Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
· Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, руководство которыми осуществляют Президент России либо Председатель Правительства России;
· Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд России, федеральные суды (см. Судебная система России).
Используйте гиперссылки, чтобы более подробно узнать об этих структурах.
Что-то похожее есть на региональном, а также на местном уровне. То есть можно сказать, что публичная власть у нас трехступенчатая.
Дело в том, что Конституции прямо не говорится об идеи разделения властей, но она там есть посредством разграничения полномочий между разными ветвями власти.
Разделение властей - принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих, объем их полномочий.
Идею разделения властей в 18 веке создал французский философ Шарль Луи Монтескье.
Итак, первейшей гарантией политической свободы является разделение властей. Именно разделение властей, по мнение Монтескье, способствует созданию справедливых законов и правильному их применению.
Сразу отметим, что под политической свободой Монтескье понимает, то, что мы бы сейчас назвали правовым государством, а именно: «свобода есть право делать все, что дозволено законами». В нашем случае основным законом является Конституция. И если государство в лице своих органов выходит за ее рамки, то, мы можем назвать такое государство неправовым.
Но мы же с вами не глупые люди, и прекрасно понимаем, что в принципе такое разделение властей невозможно, так как все равно политическая элита тесно связанна между собой. Можно сказать, что даже в нашем государстве – это одна банда, которая периодически вместе парится в бане и ходит на охоту. Особенно, как считает Симон Кордонский, это проявляется в регионах. Где каждое регион – это поместье губернатора, которые ему выделили в полное хозяйственного пользование, а он должен обеспечить беспроблемное (в политическом плане) функционирование своей территории.
Так как же все-таки происходит система сдержек и противовесов. Для начала мы распишем функции каждого органа в отдельности, а потом попробуем нарисовать общую картину.