Экономика — это всегда игра на доверии. Хотя мы привыкли считать, что коммерция и торговля обеспечены золотом или серебром, на деле им необходимо совсем другое обеспечение — доверие общества. Когда доверие велико, экономика процветает, а будущее манит перспективой. Когда доверие подорвано, экономика терпит крах, а будущее становится туманным.
Может, Америка потеряла свою национальную идею? Куда ни глянь, мы набрасываемся друг на друга, брюзжим и ноем, тычем пальцем, припоминаем прошлые обиды, вздыхаем по старым добрым временам, восхваляем великое поколение[9], романтизируем поколение мира и любви 1960-х гг. и принижаем все остальные поколения — эгоистичное поколение икс[10] и гиперактивное, рассеянное поколение миллениума. Наша нация с одержимостью вновь и вновь возвращается к прошлому, непрестанно жалуется на настоящее и сокрушается о будущем, которое еще не наступило и по поводу которого не надо «напрягаться», как выражается молодежь.
Барак Обама пришел в Белый дом в определенной мере потому, что на какое-то мгновение ему удалось приободрить народ Америки, пребывающий в отчаянии, и вселить в коллективное сознание нации идею о том, что мы можем добиться большего. Он дал американцам, особенно молодежи, надежду, сконцентрированную в трех словах: «Да, мы можем».
|
|
К сожалению, не успел молодой президент перебраться в Белый дом, как он утратил самый хрупкий и ценный актив любого лидера — способность объединять людей вокруг общего видения лучшего будущего. Справедливости ради надо сказать, что я не раз наблюдал это явление во время работы с главами государств. Они приходили к власти, зажигая всех и вся амбициозным видением будущего, но хватало их лишь на рутинное разведение небольших костерков.
В первый же день своей работы президент Обама занялся проблемой оживления экономики. Его администрация загорелась идеей увязать восстановление экономики с двумя другими критически важными проблемами страны — энергетической безопасностью и изменением климата. Президент начал рассуждать о перспективах зеленой экономики и о том, что она приведет к созданию тысяч новых компаний и миллионов новых рабочих мест.
Идея нашла отклик у многих членов Конгресса. Однако всеобъемлющая программа перехода к новой экономике так и не появилась. Произошло это не только из-за необходимости сокращения государственных расходов и дефицита бюджета, но и потому, что у администрации отсутствовало, как выразился бывший президент Джордж Буш-младший, «видение перспективы».
Когда президент Обама касается зеленого экономического возрождения, он начинает перечислять программы и инициативы, которые его администрация либо осуществляет, либо предлагает. За этими инициативами стоят реальные деньги. Федеральное правительство уже выделило $11,6 млрд на энергоэффективность, $6,5 млрд на возобновляемые источники энергии (главным образом на ветровую и солнечную энергетику), $4,4 млрд на модернизацию сети электропередачи и создание интеллектуальной сети и $2 млрд на разработку перспективных аккумуляторов для электромобилей с подзарядкой от розетки и автомобилей на топливных элементах [1]. Президент также при любой возможности посещает то солнечную электростанцию, то парк ветрогенераторов, то завод по производству солнечных батарей, то автомобильную компанию, разрабатывающую электромобиль, демонстрируя тем самым искреннюю преданность зеленой экономике.
|
|
Что у Обамы отсутствует, так это объединяющая идея. У нас есть набор пилотных проектов и разрозненных программ, ни одна из которых не связана с другими так, чтобы складываться в цельное видение новой глобальной экономики. Мы утонули в куче тупиковых инициатив, выбрасываем миллиарды из кармана налогоплательщиков, но результата не видно.
Человек, который вдохновлял нацию на свершения во время избирательной кампании, неожиданно превратился в карикатуру на вашингтонского политического доку, бубнящего о последних технологических прорывах без малейшего представления о том, как они укладываются в общую картину. Если бы у президента Обамы было ясное представление о глубинной динамике следующей великой промышленной революции, он бы смог предложить американской публике всеобъемлющий экономический план реализации видения будущего страны.
Когда Брюссель всерьез занялся новым видением устойчивой экономики для Европейского союза в 2002 г., он столкнулся с той же проблемой — обилие фраз и отсутствие сюжета.
Сюжетная линия начинается с понимания того, что великие экономические преобразования в истории происходят тогда, когда новая коммуникационная технология сливается воедино с новыми энергетическими системами. Новые формы коммуникации становятся средой для организации и управления более сложными цивилизациями, которые появляются благодаря новым источникам энергии. Новая инфраструктура уничтожает время и сжимает пространство, предлагая людям и рынкам более разнообразные экономические связи. Став реальностью, она стимулирует экономическую активность, заставляет экономику двигаться вдоль классической колоколообразной кривой вверх, достигать пика и плато, а затем падать со скоростью, зависящей от мультиплицирующего эффекта коммуникационно-энергетической матрицы.
Инфраструктура по своей сути — это не статический набор строительных блоков, образующих фундамент экономической деятельности, как принято считать в популярной экономической науке. Инфраструктура — это органическая взаимосвязь между коммуникационными технологиями и источниками энергии, которые совместно создают живую экономику. Коммуникационная технология является своего рода нервной системой, следящей, координирующей и управляющей жизнедеятельностью экономического организма, а энергия — это кровь, которая циркулирует в государстве и питает процесс превращения природных ресурсов в товары и услуги, обеспечивающие функционирование экономики и ее рост. Инфраструктура сродни живой системе, которая сводит все большее число людей вместе во все более сложных экономических и социальных взаимоотношениях.
Использование энергии пара в типографском деле превратило печатные средства массовой информации в основной коммуникационный инструмент управления первой промышленной революцией. Паровая печатная машина с валиками, а позднее ротационная печатная машина и линотип колоссально повысили скорость и значительно снизили стоимость печати. Печатная продукция в форме газет, журналов и книг распространилась по Америке и Европе, а вместе с нею впервые в истории появился стимул к массовой грамотности. Создание бесплатных государственных школ на обоих континентах в период между 1830-ми и 1890-ми гг. привело к появлению грамотной рабочей силы, сложных фабричных производств, железнодорожного транспорта, к рождению экономики на основе угля и пара.
|
|
В первом десятилетии XX века появление электрических средств коммуникации совпало с широким внедрением двигателя внутреннего сгорания и дало начало второй промышленной революции. Электрификация фабрик открыла дорогу в эру массового производства товаров потребления, самым важным из которых был автомобиль. Генри Форд, выпустив автомобиль Ford Model T с бензиновым двигателем, изменил пространственно-временную ориентацию общества. Буквально в одночасье миллионы людей стали отказываться от лошадей и повозок и менять их на автомобили. Чтобы удовлетворить возросший спрос на топливо, нарождающаяся нефтяная индустрия развернула масштабные поиски месторождений нефти и бурение скважин, в результате чего США стали крупнейшим производителем нефти в мире. За два десятилетия бетонные автострады прорезали вдоль и поперек территорию Америки, и американские семьи начали перебираться в новые пригородные районы, которые еще несколько лет назад представляли собой изолированные сельские поселки. Были проложены тысячи километров телефонных линий, а потом появились радио и телевидение. Они изменили общественную жизнь и создали коммуникационную сеть, обеспечивающую управление разнесенными на большие расстояния производствами нефтяной экономики и автомобильной эпохи.
Сегодня мы находимся на пороге нового схождения коммуникационной технологии и энергетических режимов. Сочетание интернет-коммуникаций и возобновляемых источников энергии открывает дорогу третьей промышленной революции. В XXI веке сотни миллионов человек будут генерировать собственную зеленую энергию у себя дома, в офисах и на фабриках и делиться ею друг с другом через интеллектуальную распределенную электросеть — интергрид — точно так же, как мы сейчас создаем информацию и делимся ею через Интернет.
|
|
Звукозаписывающие компании не понимали силы горизонтальных взаимодействий до тех пор, пока миллионы молодых людей не начали обмениваться музыкальными файлами онлайн, а корпоративные доходы не упали. Издатели энциклопедии Britannica не оценили по достоинству силу сотрудничества и горизонтальных взаимодействий, которые сделали Wikipedia ведущим онлайновым справочным изданием. Да и газеты поначалу не приняли всерьез силы распределенных взаимодействий в блогосфере, а теперь многие из них либо ушли из бизнеса, либо переместили значительную часть своих ресурсов в Интернет. Последствия обмена распределенной энергией в открытых сообществах еще масштабнее.