1. Для детей поступивших в школу, наиболее характерными являются следующие мотивы:
1 – собственно учебно – познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (познавательный);
2 – широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
3 – «позиционный мотив», связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
4 – «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослого и т.д.(избегание - неприятностей);
5 – игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой);
6 – мотив получения высокой отметки (мотив одобрения).
2. В анкету включено 8 вопросов, наилучшим способом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок; ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по разному и т.д.) – в один балл, ответ ребенка, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, оценивается в ноль баллов. Таким образом, максимальная оценка составляет 24 балла, уровень 8 баллов служит верхней границей дезадаптации.
|
|
Установлено 4 основных уровней школьной мотивации.
1. 20 – 24 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность.
2. 15 – 19 балла – нормальная школьная мотивация
3. 8 – 14 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
4. Нижи 8 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
ТЕСТ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
5. Ты рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
-не рассказываю
6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
7. У тебя в классе есть друзья?
-мало
- много
- нет друзей
8. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся