В результате работы на практическом занятии студент должен

Цель занятия и ее мотивационная характеристика

Необходимо повторить материал и пройти многоступенчатый контроль полученных знаний – тестовый, устный и практический.

Вам необходимо показать знание анатомии и топографии соединения костей туловища, костей верхней и нижней конечностей, костей черепа; продемонстрировать умение быстро ориентироваться на препаратах, уверенно называть и показывать детали строения соединений костей туловища, конечностей и черепа, демонстрировать детали строения суставов и их связочного аппарата, свободно, полно, четко и убедительно излагать теоретические вопросы.

Контрольное занятие помогает вырабатывать умение анализировать материал практических занятий и лекций, способствует углублению и закреплению знаний по изученному разделу артросиндесмологии.

Материал для повторения:

- весь материал по артросиндесмологии

- термины по МАТ

- лекции по соединениям и рентгеноанатомии

В результате работы на практическом занятии студент должен

знать:

- виды соединения костей, их развитие

- классификацию соединений костей

- строение сустава, основные и дополнительные элементы суставов, вспомогательный аппарат, классификации суставов

- виды движений в суставах, факторы влияющие на объем движения

- соединения позвонков, атлантозатылочный и атлантоосевые суставы

- позвоночник в целом

- соединения ребер с грудиной и позвонками, грудная клетка в целом

- соединения костей плечевого пояса

- плечевой сустав

- локтевой сустав

- соединение костей предплечья

- лучезапястный и среднезапястный суставы, функциональный сустав кисти

- соединения костей кисти, твердая основа кисти, кисть как целое

- соединения костей тазового пояса, таз в целом

- половые отличия таза, размеры женского таза

- тазобедренный сустав

- коленный сустав

- соединение костей голени

- голеностопный сустав

- подтаранный сустав, соединение костей стопы

- функциональный сустав стопы, хирургические суставы стопы

- твердая основа стопы, своды, стопа как целое

- соединения костей черепа, возрастные особенности

- височно-нижнечелюстной сустав

- череп новорожденного, роднички

- возрастные, индивидуальные, половые особенности черепа

уметь:

- называть, находить и показывать структуры и детали строения соединений костей тела человека на влажных препаратах

- объяснять функцию изучаемых структур, эволюционную тенденцию к изменчивости, факторы формирования

- определять проекцию изучаемых соединений костей скелета на поверхность тела на биологическом материале и у живого человека

- показывать на рентгенограммах детали строения соединений костей скелета

- определять аномалии развития соединений костей тела человека

иметь представление:

- об изменении соединений костей тела человека в связи с ортостатической позой и утратой некоторых функций (общие данные сравнительной анатомии, понятие о рудиментах и атавизмах)

- о греко-латинской терминологии, принятой в Нью-Йорке (1998), опубликованной в РФ как МАТ (2002)

- о способах исследования соединений костей тела человека в анатомии и клинике

- о причинах формирования разных видов соединений костей тела человека

- о возрастных изменениях и половых отличиях соединений костей скелета

владеть: анатомо-понятийным аппаратом

Место проведения занятия:

Учебная комната, анатомический зал, музей.

Оснащение занятия:

Скелет взрослого, скелет новорожденного; влажные и сухие костные препараты соединений костей туловища, конечностей головы; рентгенограммы грудной клетки, позвоночного столба, таза, верхней и нижней конечности, черепа; бальзамированный труп; таблицы; муляжи; учебники и атласы по анатомии, тетради, методические указания, тестовые задания, ситуационные задачи, графо-логические структуры; натурщик (из числа студентов), музейные препараты

Вопросы для самоподготовки:

  1. Оси и плоскости человеческого тела. Топографические линии на поверхности грудной клетки.
  2. Классификация соединений костей.
  3. Строение сустава, основные элементы сустава, дополнительные элементы сустава, вспомогательный аппарат сустава, классификация суставов.
  4. Виды движений в суставах, факторы, влияющие на объём движения.
  5. Соединения позвонков между собой. Атлантозатылочный и атлантоосевые суставы. Позвоночник в целом.
  6. Соединения ребер с грудиной и позвонками. Грудная клетка в целом.
  7. Соединения костей плечевого пояса.
  8. Плечевой сустав.
  9. Локтевой сустав. Соединение костей предплечья между собой.
  10. Лучезапястный и среднезапястный суставы.
  11. Функциональный сустав кисти
  12. Соединения костей кисти.
  13. Кисть как целое. Твердая основа кисти
  14. Соединения костей тазового пояса. Таз в целом. Половые отличия таза. Размеры женского таза.
  15. Тазобедренный сустав.
  16. Коленный сустав. Соединение костей между собой.
  17. Голеностопный сустав. Подтаранный сустав.
  18. Функциональный сустав стопы
  19. Хирургические суставы стопы
  20. Соединение костей стопы.
  21. Твердая основа стопы
  22. Своды. Стопа как целое.
  23. Соединения костей черепа, возрастные особенности. Височно-нижнечелюстной сустав.
  24. Возрастные, индивидуальные, половые особенности черепа.

Тесты для контроля

Смотреть сборник тестов по анатомии человека, Х-М, 2008г., раздел I «Сединения; система соединений» С. 13-19.

Порядок проведения зачета:

К зачету допускаются студенты не имеющие академической задолженности по разделу «Артросиндесмология».

Зачет состоит из 3 этапов:

  1. Тестовый контроль
  2. Практические навыки
  3. Ответ на теоретические вопросы.

Билет по практическим навыка содержит 10 анатомических структур, которые студент должен уметь продемонстрировать на препаратах и муляжах и правильно назвать на латинском языке (в соответствии с Международной анатомической номенклатурой).

На зачет студент является в халате и шапочке с наличием одноразовых перчаток. Получив тестовые задания, в течение 10 минут отвечает на вопросы.

Далее студент берет билет с практическими навыками и в течение 10-15 минут готовиться к ответу (находит анатомические структуры на влажных препаратах, и муляжах, делает записи). Затем студент показывает преподавателю на препаратах перечисленные в билете анатомические образования, правильно называя их на латинском языке. В ответе по практической части разрешается 3 ошибки. Если студент не может показать 4 и более анатомических образования, зачет прекращается, студент получает оценку «неудовлетворительно» за незнание анатомических препаратов. Если все анатомические образования показаны и названы верно за практическую часть выставляется «отлично». Если не показано или не названо 1-2 анатомические структуры – выставляется оценка «хорошо», если 3 то «удовлетворительно».

Третий этап зачета подразумевает развернутый ответ на любой теоретический вопрос по теме «Артросиндесмология». Студенты успешно прошедшие 2 этап зачета отвечают на теоретический вопрос, демонстрируя по ходу ответа анатомические образования (если это требуется). Преподаватель оценивает умение грамотно, логично изложить материал лекционного курса, вопросы развития костной системы.

Итоговая оценка за зачет выставляется с учетом глубины и широты знаний студентом данного раздела, свободы его ориентирования на препаратах, знания латинской терминологии. В спорных случаях оценки могут быть заданы дополнительные вопросы.

При выставлении итоговой зачетной оценки знаний и умений студента используются следующие критерии:

«Отлично» - ответ на тестовые задания отличный; анатомические образования на препаратах показаны быстро и уверено; рассказ полный, грамотный, логичный, показано свободное владение анатомической терминологией и материалом лекционного курса; ответы на дополнительные вопросы правильные, четкие, краткие.

«Хорошо» - ответ на тестовые задания хороший,; недостаточная уверенность и быстрота в демонстрации анатомических образований, допущены 1-2 ошибки при ответе на билет по практическим навыкам; ответ на теоретический вопрос недостаточно логичный с единичными ошибками в частностях; единичные ошибки в латинской терминологии и изложении материала лекций; ответы на дополнительные вопросы правильные, но недостаточно четкие.

«Удовлетворительно» - ответ на тестовые задания удовлетворительный; неуверенность в демонстрации анатомических образований, допущено 3 ошибки при ответе на билет; ошибки в латинской терминологии; недостаточное знание лекционного курса; рассказ недостаточно грамотный, неполный с ошибками; Ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие с ошибками в частностях.

«Неудовлетворительно» - ответ на тестовые задания неудовлетворительный; незнание латинской терминологии и лекционного материала; рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками; ответы на дополнительные вопросы неправильные.

Перечень практических навыков к отчетному занятию по артросиндесмологии:

Студент должен уметь продемонстрировать на костных препаратах и правильно назвать на латинском языке (в соответствии с Международной анатомической номенклатурой) следующие анатомические структуры:


1. Акромиально-ключичная связка

2. Акромиально-ключичный сустав

3. Анатомическая коньюгата (размер)

4. Атланотозатылочный сустав

5. Большеберцовая коллатеральная связка

6. Большое седалищное отверстие

7. Большой таз

8. Венечный шов

9. Вертлужная губа

10. Верхняя апертура таза

11. Верхняя и нижняя апертуры грудной клетки

12. Верхняя лобковая связка

13. Верхняя поперечная связка лопатки

14. Височно-нижнечелюстной сустав

15. Выйная связка

16. Глубокая поднадколенниковая сумка

17. Глубокая поперечная плюсневая связка

18. Голеностопный сустав

19. Грудино-ключичный сустав

20. Грудино-реберные суставы

21. Грудная клетка

22. Дельтовидная связка

23. Дистальный лучелоктевой сустав

24. Длинная подошвенная связка

25. Дугообразная подколенная связка

26. Дугообразная связка лобка

27. Дугоотросчатые суставы

28. Желтые связки

29. Задняя крестцово-подвздошная связка

30. Задняя продольная связка

31. Задняя таранно-малоберцовая связка

32. Запирательная мембрана

33. Запястно-пястные суставы

34. Запястно-пястные суставы II-V пальцев

35. Запястно-пястный сустав большого пальца кисти

36. Истинная конъюгата

37. Клиновидно-затылочный синхондроз

38. Клиноладьевидный сустав

39. Клювовидно-акромиальная связка

40. Клювовидно-ключичная связка

41. Клювовидно-плечевая связка

42. Коленный сустав

43. Коллатеральные связки

44. Кольцевая связка лучевой кости

45. Косая подколенная связка

46. Косой диаметр

47. Крестцово-бугорная связка

48. Крестцово-копчиковый сустав

49. Крестцово-остистая связка

50. Крестцово-подвздошный сустав

51. Круговая зона

52. Ладонная лучезапястная связка

53. Ладонная связка межфалангового сустава

54. Ладонные запястно-пястные связки

55. Ладонные межзапястные связки

56. Ладонные связки

57. Ламбдовидный шов

58. Латеральный атлантоосевой сустав

59. Лобковая дуга

60. Лобково-бедренная связка

61. Лобковый симфиз

62. Локтевая коллатеральная связка

63. Локтевой сустав

64. Лучевая коллатеральная связка

65. Лучевая коллатеральная связка запястья

66. Лучезапястный сустав

67. Лучистая связка головки ребра

68. Лучистая связка запястья

69. Лучистые грудино-реберные связки

70. Малоберцовая коллатеральная связка

71. Малое седалищное отверстие

72. Малый таз

73. Медиальная и латеральная поддерживающие связки надколенника

74. Межберцовый сустав

75. Межбугорковое синовиальное влагалище

76. Межзапястные суставы

77. Межключичная связка

78. Межкостная перепонка предплечья

79. Межкостные крестцово-подвздошные связки

80. Межкостные межзапястные связки

81. Межкостные пястные связки

82. Межостистые связки

83. Межплюсневые суставы

84. Межпозвоночные диски

85. Межпозвоночные симфизы

86. Межпоперечные связки

87. Межпястные суставы

88. Межфаланговые суставы кисти

89. Межфаланговые суставы стопы

90. Межхрящевые суставы рёбер

91. Надколенниковая сумка

92. Надостистые связки

93. Наружная, внутренняя межреберные мембраны

94. Нижняя апертура таза

95. Передняя и задняя атлантозатылочные мембраны

96. Передняя и задняя грудино-ключичные связки

97. Передняя и задняя межберцовые связки

98. Передняя крестцово-подвздошная связка

99. Передняя продольная связка

100. Передняя таранно-малоберцовая связка

101. Передняя, задняя крестообразные связки

102. Плечевой сустав

103. Плечелоктевой сустав

104. Плюснефаланговые суставы

105. Подвздошно-бедренная связка

106. Подвздошно-поясничная связка

107. Подкожная преднадколенниковая сумка

108. Подлобковый угол

109. Подтаранный сустав

110. Поперечная связка атланта

111. Поперечная связка вертлужной впадины

112. Поперечная связка колена

113. Поперечный диаметр

114. Поперечный свод стопы

115. Поперечный сустав предплюсны

116. Предплюсне-плюсневые суставы

117. Продольные своды стопы

118. Проксимальный лучелоктевой сустав

119. Прямой размер выхода

120. Пястно-фаланговые суставы

121. Пяточно-кубовидный сустав

122. Пяточно-малоберцовая связка

123. Раздвоенная связка

124. Реберно-ключичная связка

125. Реберно-поперечная связка

126. Реберно-поперечный сустав

127. Сагиттальный шов

128. Связка головки бедренной кости

129. Связка головки ребра

130. Связка надколенника

131. Седалищно-бедренная связка

132. Симфиз рукоятки грудины

133. Срединный атлантоосевой сустав

134. Среднезапястный сустав

135. Сустав головки ребра

136. Тазобедренный сустав

137. Таранно-пяточно-ладьевидный сустав

138. Тыльная лучезапястная связка

139. Тыльные запястно-пястные связки

140. Тыльные и ладонные пястные связки

141. Тыльные и подошвенные предплюсие-плюсневые связки

142. Тыльные межзапястные связки

143. Фиброзное кольцо

144. Чешуйчатый шов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: