Цель занятия и ее мотивационная характеристика
Научиться умению находить, называть и показывать на препаратах детали строения ключицы, лопатки, плечевой, лучевой костей, костей запястья, пястья и фалангов пальцев; понимать их значение в скелете конечностей. Это важно для последующего изучения предмета, теоретических и клинических дисциплин, особенно травматологии, хирургии, оперативной хирургии; при обследовании больных, рентгеноскопии, рентгенографии и компьютерной томографии, при операциях.
Необходимо знать варианты и аномалии развития костей плечевого пояса и свободного отдела верхней конечности.
Материал для повторения:
Повторите из школьного курса биологии:
- виды тканей
- строение кости как органа
- химический состав костной ткани
- влияние внешних и внутренних факторов на формирование кости
- метод рентгеноконтрастного исследования костей
Повторите материал лекции «Введение в анатомию» и материал первого занятия
В результате работы на практическом занятии студент должен
|
|
знать:
- традиционные методы исследования в анатомии
- основные принципы строения высокоорганизованного живого организма
- общий план строения костной ткани, структурно-функциональную единицу кости
- общий план строения скелета плечевого пояса и верхней конечности
- строение лопатки, ключицы
- строение и топографию плечевой кости, костей предплечья
- строение костей кисти
уметь:
- называть, находить и показывать структуры и детали строения костей плечевого пояса и свободного отдела верхней конечности на костных препаратах
- объяснять функцию изучаемых органов, эволюционную тенденцию к изменчивости
- определять проекцию изучаемых костей скелета на поверхность тела на биологическом материале и у живого человека
- показывать на рентгенограммах детали строения изучаемых костей скелета
- определять аномалии развития костей плечевого пояса и верхней конечности
-использовать знания костных ориентиров для проекции анатомических структур
иметь представление:
- об аномалиях развития костей плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти
- о факторах формирования изучаемых костей и способах целенаправленной изменчивости
- о моноэпифизарных костях
Место проведения занятия:
Учебная комната.
Оснащение занятия:
Скелет взрослого; костные препараты лопатки, ключицы, плеча, лучевой и локтевой костей, костей запястья, пястья, фалангов пальцев; рентгенограммы костей плечевого пояса и верхней конечности; учебный стенд костной системы
Вопросы для самоподготовки:
- Перечислить и назвать все кости свободной верхней конечности.
- Топография лопатки, ее строение (края, углы, поверхности, отростки)
- Ключица (концы, поверхности, бугорки)
- Особенности строения плечевой кости.
- Кости предплечья (поверхности, края).
- Локтевая кость, строение, топография.
- Строение лучевой кости.
- Кости кисти. Проксимальный и дистальный ряд костей запястья.
- Строение пястных костей. Особенности строения первой пястной кости.
- Название пальцев кисти (I-V палец).
- Строение фаланги (проксимальная, средняя, дистальная).
- Варианты и аномалии развития костей свободной верхней конечности.
- Варианты и аномалии развития костей пояса и свободной верхней конечности.
|
|