Сексуальные отношения

Верность в браке.

Это будет просто катастрофа, если в ваши отношения вмешается третье лицо (если это только не ваши дети). Тем не менее, действительно ли измена ухудшает отношения в браке? Супруги могут периодически могут изменять друг другу, но отношение супругов может быть хорошим. Лучше постараться обсудить это с вашим супругом до брака и помнить, что ни кто не идеален.

Взаимное уважение.

Мы должны уважать наших супругов. Неуважение приведет лишь к расколу в отношениях. Вы никогда не должны проверять СМС или набранные номера в мобильнике своего супруга, не говоря ему об этом. Если у вас есть какие-то сомнения, вам следует, прежде всего, поделится ими с ним.

Денежные взаимоотношения.

Ваши расходы сильно изменятся после вступления в брак. Скорее всего, вам придется тратить больше после заключения брака. Это может быть, как и аренда дома или автомобиля, так и расходы на детей. Вы должны обсудить и ожидаемый уровень жизни так таковой, что бы не было никаких недоразумений.

Религиозные убеждения.

Вы должны уважать религиозные убеждения вашей второй половинки. Это не очень хорошая идея обращать своего супруга в свою веру. Если вы действительно хотите, что бы ваши виденья мира совпадали, то вам следует найти человека с теми же верованиями, это поможет избежать недоразумений и предотвратить раскол отношений в браке. Вы ни в коем случае не должны просить вашего супруга бросить то, что он считает догмой. В противном случае вас ожидает раскол отношений.

Общие увлечения.

Знаете ли вы увлечения вашего супруга. Вы можете прогуляться в свободное время, пока ваш любимый решил почитать книгу дома. На самом деле нет ничего страшного в том, что у вас будут разные увлечения. Кто-то даже считает, что два человека идут рука об руку, потому что они разные. Ключ к хорошим отношениям в браке это разделить радость и увлечения. Разделив радость и увлечения, вы только укрепите свои отношения в браке.

Сексуальные отношения.

Секс является очень важным элементом в здоровых отношениях. Однако некоторые пары могут стесняться обсуждения сексуальных пристрастий своих партнеров. На самом деле это неправильный подход к развитию ваших отношений. Необходимо знать, что нравится и не нравится вашему партнеру в сексе. Так же не следует бояться экспериментов, они помогут вам не потерять влечение к партнеру, тем самым, укрепив ваши отношения в браке.

27 Родительско-детские отношения.

С.Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:

матери легко приспосабливаются к потребности ребенка. Поведение матери - поддерживающее. В современной культуре - замена господствующего родительского стиля. Ведущий стиль - как социализирующий. Стиль родительских отношений - поддерживающий. Роль фасилитатора - раскрытие в ребенке чего-то.

матери старались сознательно приспособиться к потребностям ребенка. В поведении с ребенком - напряженность и доминантность.

нет большого интереса к общению с ребенком. В основе - чувство долга.

непоследовательные матери. Вели себя несообразно возрасту и потребностям ребенка. Требования к ребенку не соответствуют возрасту.

Д.Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными

родительский контроль

родительские требования, побуждающие к зрелости.

способы общения с детьми

эмоциональная поддержка

Существует несколько типологий воспитания

1. Курт-Ливин выделил 3 типа воспитания

авторитарное

демократическое

попустительское

Оказалось, что авторитарный и демократический стили готовят ребенка к разным взаимоотношениям в социуме. Они взаимодополняемы. Демократический стиль - взаимоотношения по горизонтали - дети в саду, сослуживцы. Авторитарный стиль - взаимоотношения по вертикали - с начальником, со старшим.

В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания

неприятие и эмоциональное отвержение

гиперсоциализация - при этом типе воспитания у ребенка формируется ориентация на внешнюю оценку

эгоцентрический тип - нежелание ни с кем считаться.

Обобщенный тип - наиболее часто встречающийся тип воспитания

Юстицкий, Эйдемиллер

Гиперпротекция (протекция - опека):

доминирующая гиперпротекция - похожа на авторитарное воспитание

потворствующая гиперпротекция - плотная опека - некритичная опека. Удовлетворение потребностей и капризов

Гипопротекция (безнадзорность).

эмоциональное отвержение - родители показывают, что они не любят ребенка

условия жестоких взаимоотношений - физическое наказание, насилие

Повышенная моральная ответственность - когда родители сами не реализованы и пытаются в ребенка вложить все.

Недостаток типологии:

нет единого основания для выделения типов

гармоничное, благоприятное воспитание - недосказано в этой типологии.

Семейное воспитание - как любая деятельность имеет свою мотивацию. Обычно:

воспитание - как удовлетворение потребности в общении

воспитание - как реализация потребности в смысле жизни

воспитание - как формирование определенных качеств

воспитание - потребность в реализации определенной системы (воспитание по Споку, православное воспитание)

Наиболее желательная для ребенка мотивация воспитания:

- это счастливая, творческая и полезная людям жизнь самого ребенка

Родитель выступает для ребенка:

как источник эмоционального тепла и поддержки

как властная инстанция

как образец для подражания

как друг и советчик

В разном возрасте ребенку нужны в большей мере те или иные выступления взрослого:

как источник власти родитель для ребенка в дошкольном возрасте

как образец для подражания - для старших дошкольников и младших школьников

для подростков - родитель может быть другом и советчиком.

Дружескому общению соответствуют некоторые модели поведения - что говорить и как донести информацию.

Концепция Эрика Эриксона

стадия - доверия, базовое доверие к миру. Задача родителей: дать понять, что ребенка любят и о нем заботятся. Доверие к себе самому. Окружение благоприятное. Самое главное - закладывается базовое доверие к окружающему миру. Ранний возраст - самостоятельность против стыда и сомнения. Оправданы запреты, когда ребенок создает ситуацию, угрожающую здоровью и жизни. Формирование чувства стыда: формирование у ребенка навыков опрятности.

стадия: Возраст от 1 года до 3 лет: ребенок приобщается предметному миру.

стадия - игровой возраст - сенситивный период развития воображения. Родители не понимают возрастных особенностей ребенка. Одна из проблем - развитие познавательной активности ребенка. Существуют оптимальные формы поведения: любопытство - для ребенка раннего возраста; в дошкольном возрасте - познавательная активность, узнать что-то новое, предпосылки готовности к школе. Родители остаются внешним источником познавательной мотивации.

стадия - школьный возраст. Отношение родителя к школьным успехам ребенка: при неадекватном отношении - паническая боязнь ошибки, и как следствие возникающий невроз. Порочные круги образуются чаще во взаимоотношениях мальчиков с родителями, чем у девочек. Социализация мальчиков проходит более жестко, чем у девочек. Требования к хорошей учебе для мальчиков более жесткие. Во взаимоотношениях младших школьников и родителей, и младших подростков формируется рефлексивная самооценка. Дети начинают видеть разницу между тем, как их оценивают родители, и как они сами себя оценивают.

"Эмансипация самооценки" Божович

Взаимоотношения родителей с подростками.

Задача - перераспределение полномочий в семье.

Типично - родители дают детям больше обязанностей, но прав остается столько же. Дети добиваются своего, но и обязанностей по дому прибавляется.

Фрустрация чувства взрослости. У фрустрации есть источники - те формы, в которых протекают родительско-детские отношения. Родители меняют эти формы с большим трудом. Те формы, в которых родитель говорит о достижении своих детей в 5 и 9 классах одинаковы. Но описание недостатков все более тонкие и точные. Слова в позитиве и в негатив должны быть одинаковы.

Насколько чувство взаимоотношения общения ребенка (подростка) с родителями удовлетворено, настолько будет проявляться подростковый кризис.

Проблема автономизации: решается настолько легко, насколько подростку удалось решить задачи взаимоотношений в подростковом возрасте.

28 емейный миф - определенное соглашение между членами семьи, которое может быть проговоренным, либо часто это негласное, неосознаваемое соглашение которое поддерживает семейное единство, формирует образ семьи, регулирует семейные правила, определяющие характер коммуникации [1].

Семейные мифы существуют как в хорошо функционирующих, благополучных семьях, так и в плохо функционирующих - дисфункциональных семьях.

Семейный терапевт А.Я.Варга [2] приводит следующие примеры распространеных мифов:

Миф "Мы - дружная семья"- призывает членов семьи к единству. Обычно такой миф возникает, когда семья переживает экономические, социальные трудности и вынуждена сплачиваться для борьбы с внешними стрессами. В такой семье могут существовать правила: "Дом - наша крепость", "Один за всех - все за одного", "Разлучаться нельзя", "Окружающий мир опасен, полон врагов".

А.Я. Варга пишет о том, что любой народ переживший геноцид считает, что выжить можно только вместе, и тогда миф про дружную семью становится очень популярным. В странах, где много лет не было войны, этот миф исчезает. А в странах, где происходили социальные катаклизмы, он очень актуален.

Если уже нет необходимости сплачиваться, преодолевая трудности, но эти правила все же продолжают существовать в семье и переходят в последующие поколения, то у членов семьи становится меньше свободы для самореализации, семья становится конфликтной, плохо функционирующей.

Миф "Семья героев" характерен для тех семей, чьи предки сумели выжить в тяжелых условиях, совершая героические поступки. Например, это может быть в семьях военных, которая всю жизнь переезжали из страны в страну, из города город, участвовала в военных действиях. У членов семьи появляется потребность преодолевать трудности, и если их нет, то они сами их себе создают. Эти "надуманные, вымышленные" трудности будут проблемой для семьи.Какой драматический жанр предполагает этот миф? Трагедия. Герои существуют в трагедиях, их не бывает в комедиях. Должны быть определенное восприятие жизни и определенное правило про то, какие эмоции подобает испытывать. Героям подобает испытывать очень сильные чувства. Герои не чувствуют огорчения - они чувствуют отчаяние. Нет радости - есть ликование, нет печали - есть горе [2].

Обычно такие семьи отличаются максимализмом, категоричностью, резкими, полярными переживаниями: сумасшедшая любовь, страсть, сильная ревность, страшное горе. Часто такие люди помнят обиды, могут годами не разговаривать друг с другом.

3. Миф о "Спасателе" весьма распространен в нашей культуре, часто встречается в алкогольных семьях. Роли в этих семьях распределены так, что один из супругов гиперактивен, другой, наоборот, находится в пассивной позиции и пассивно сопротивляется любым переменам. Из этого мифа вытекают определенные правила: если ты спасаешь, то обязательно должен быть кто-то, кого нужно спасать. В такой семье всегда будет кто-то болен, кто-то будет демонстрировать "инвалидное" поведение.

Семьи могут быть охвачены и другими мифами, такими как "смысл жизни - в детях", "семья с кумиром", "жизнь не может быть легка".

Чтобы семья существовала долго, мифы у мужа и жены должны совпадать или не противоречить друг другу.

Если супруги понимают, что получили определенные послания от родителей в виде таких "мифов", историй, то уже можно задуматься о том, стоит ли следовать такому сценарию или стоит изменить какие-то правила взаимодействия и отойти от негативного сценария.

Так, если у мамы была тяжелая судьба, не складывались отношения с мужчинами, и она постоянно встречала на своем пути алкоголиков, воров, психопатов, то она может передать дочери определенное представление о мужчинах, что все они ужасные, жить с ними нельзя, что хорошего человека трудно встретить. Став взрослой, девушка будет бояться повторить мамины ошибки и, хотя она будет выбирать вполне надежных и честных партнеров, она будет "под микроскопом" находить в них недостатки, будет бояться им доверять. В таком случае, можно хотя бы обратить внимание на противоположные примеры среди знакомых, друзей и родных, которые имеют вполне нормальные семьи, у которых мужья и отцы не пьют и не изменяют, а ведут вполне нормальный образ жизни.

Люди, которые находятся внутри мифа, именно в категориях мифа и видят реальность [2].

Обычно анализ семейных мифов и того сценария, который человек наследует от своих предков происходит в процессе психотерапии. Тогда появляется возможность изменить эти негативные послания на позитивные, изменить всю свою жизнь к лучшему.

\29 Специфика добрачного периода

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

место и ситуация знакомства молодых людей;

первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

социально-демографические характеристики вступающих в брак;

продолжительность периода ухаживания;

инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;

время обдумывания брачного предложения;

ситуация оформления брака;

возраст будущей пары;

родители и отношение последних к браку своих детей;

динамические и характерологические особенности супругов;

отношение в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения:

знакомство на работе или в учебном заведении;

взаимное положительное первое впечатление;

период ухаживания от одного до полутора лет;

инициатива брачного предложения со стороны мужчины;

принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель);

сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности.

Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.

Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.

Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи – освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе. Европейские социологи К. Антилла и Я. Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность, а так называемые вынужденные и поспешные браки, единственная причина заключения которых – скорое рождение ребенка.

Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель).

Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по, разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться.1 В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное Российское законодательство разрешает заключение брака начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22–23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия.

Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16-18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество – это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта – у 18-19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25-27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».

Компенсирующих мер требуют и психологическая (темперамент), и социокулыпурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания.

Следует отметить и такой фактор, как отношения молодых людей с братьями и сестрами. Существует концепция дублирования свойств братьев и сестер, в соответствии с которой человек стремится в новых социальных связях, к которым относится и супружеский союз, реализовать свои отношения к братьям и сестрам. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу, естественно, с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть комплементарными (взаимодополняющими), если, например, муж имел младшую сестру, а жена – старшего брата. Некомплементарные отношения – если оба супруга были в родительской семье либо старшими, либо младшими (в супружеской паре могут происходить ссоры по поводу распределения власти – кому из них быть главным, старшим, а кому младшим), а также если один или оба партнера имели только братьев или сестер. Особое место занимают молодые люди, которые не имели ни брата, ни сестры: у них в семье была только одна модель – родительский брак.)

Детерминантами проблем в будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.

Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т.е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестер и т.д.

Анализ специфики добрачного периода позволяет сформулировать его функции:

Накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней; Более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни; Проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др.

30 Человек - не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобож дение их для самостоятельной жизни.

Существенные отличия человеческих отношений по фор мированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства. В природных условиях медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей же брак по сути является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем.

У людей индивид определяется относительно других людей и подбирает себе партнера с учетом мнения своего значимого окружения.

У животных образование пары зависит от 2 факторов: кри тически-временного и территориального. Особь в критический период занимает свою территорию и создает пару. Если она это го не успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По сути они становятся пасынками природы.

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора вре мени и фактора риска. Существует определенный возрастной пе риод, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот ин дивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.

Люди создают семьи по разным причинам: чтобы уйти из дома, спасти друг друга, завести детей, по любви и др. Вместе с тем ситуация брачного выбора характеризуется двойственнос тью: с одной стороны, молодой человек остается «ребенком» в своей семье, с другой стороны, он выступает в роли молодоже на. Проблема установления близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что молодой человек зачастую к пе­риоду брачного возраста не в достаточной мере освобожден от роли «ребенка» в материнской семье. Длительный период выра щивания человеческого ребенка позволяет лучше и полнее под готовить его к жизни, но одновременно фиксирует, а то и про сто стагнирует детско-родительские отношения. Родители могут подготовить ребенка к самостоятельному сознательному брач ному выбору, а могут и запутать в семейных связях навечно.

Молодые люди, так и не освободившиеся от материнской семьи и не создавшие собственной семьи, в человеческом сооб ществе также оказываются периферийными индивидами. Имеет ся в виду, что эти люди не оцениваются по критериям «хорошие— плохие», оценка идет по показателям соответствия неким Социальным нормам и стереотипам, например: «Взрослый человек обязан иметь семью».

Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

В некоторых культурах проблема такого противостояния решается таким путем, что родители сами выбирают брачного партнера своему чаду.

По мере подбора партнеров родители становятся важней шим фактором в процессе принятия решения о браке. В этом смысле можно говорить не о двух, а о трех факторах, влияющих на период ухаживания у человека. Даже современный городской человек весьма зависим в брачном вопросе от мнения родителей. Даже выбор назло родителям — это зависимый выбор. Известен еще выбор «всей семьей», что в большинстве случаев можно трак товать как «невротический» выбор партнера.

Рассмотрим далее особенности предбрачного периода. В пси хологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода отно сят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным парт нером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

Остановимся несколько подробнее на предбрачном знаком стве.

Известна следующая статистика по предбрачному знаком ству.

18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.

14% — по месту учебы.

17% — на работе.

18,7% — в местах досуга.

7% — живут на одной улице.

8% — познакомились на улице.

2% — живут в одном доме.

Таким образом, преобладающее число знакомств происхо дит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, от дыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопро вождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стара ются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внеш него вида, так и в отношении повествования о себе и своих рас суждений о жизни. В таких условиях происходит общение «ма сок», которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только 2% брачных объяв лений содержат намеки на некие недостатки.

Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Причем исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отно шений. Картина здесь такова:

13. Историческое исследование,или устная история (oral history) –это исследовательская стратегия, использующая метод интервью для получения устных свидетельств относительно событий, в недавнем прошлом имевших историческую значимость. Интерес может быть направлен на изучение исто- рии становления локальных сообществ(движений, организаций; населенного пункта) или описание опыта переживания крупного исторического процесса или события(войны, революции, репрессий, катастрофы). Историческое ис- следование может быть предпринято и в случаях, если отсутствует достаточ- ная документальная информация об историческом событии общенациональ- ного масштаба. Источниками информации в исторических исследованиях обычно слу- жат как письменные источники: мемуары, дневники, письма, так и устные- интервью. Особенность данного направления- отношение к информанту как очевидцу исторических событий. Поэтому с точки зрения тактики важно, что исследователь изучает, прежде всего, воспоминания индивида о событиях прошлого, рассматривая их как субъективное свидетельство о прошлом. Ис- ходя из этого, центральными задачами являются проблемы искренности ин- форманта, адекватности его воспоминаний, возможности его памяти. Необ- ходимым дополнением является тщательный анализ социально- исторического контекста события по различным официальным документаль- ным источникам. 28

История жизни, или биографический метод - изучение инди- видуального пути и жизненного опыта на разных стадиях(от детства к взрослению и старению). Это, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного исследования. По объекту интереса это может быть ис- тория жизни великого или выдающегося человека, индивида, достигшего большого жизненного успеха, или история жизни обычного среднего челове- ка. Исключительно редки автобиографические исследования. Основной ме- тод получения информации- биографическое интервью, или длительные диалоговые беседы с человеком. Используются также разнообразные доку- ментальные источники: от школьного сочинения, написанного на конкурс, до мемуаров. История семьи. Эта тактика фокусируется на истории семьи как ло- кального сообщества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической ретроспекти- ве, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исклю- чает ее«непрерывности» как социального феномена. Анализируются процес- сы социальной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее соци- ального статуса, передача«культурного капитала» семьи и трнсформации ценностей. Источниками информации служат семейные архивы, глуб

39Половое воспитание, система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодёжи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Половое воспитание следует отличать от полового просвещения, которое заключается в ознакомлении подростков с физиологическими, сексологическими, санитарно-гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни и начинается примерно с 8-го класса.В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учётом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение.Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребёнка, так как правильное половое развитие тесно связано с общефизическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью.В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определённому полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола (см. Половое сознание). Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся "тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, как "я тебя родила в роддоме" или "ты вырос у меня в животике". В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребёнка к теме, заставляет искать ответ у более "осведомлённых" старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия. Нередко у детей младшего школьного возраста может возникать чувство симпатии, достигающее степени влюблённости и обычно направленное на старшего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стараются быть ближе к этому человеку, ласкаются, ухаживают за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребёнка на его чувствах, поскольку такая влюблённость со временем проходит сама собой. Половое воспитание в период полового созревания намного сложнее, труднее и должно быть предельно деликатным, учитывающим в первую очередь происходящие в это время изменения в организме, а также личностные качества подростка. Девочки вступают в подростковый период в 12 — 14 лет, мальчики — в 13 — 15 лет. Первыми вестниками полового созревания подростков можно считать появление вторичных половых признаков. У мальчиков в это время происходит "ломка" голоса, начинаются первые поллюции. Наступление их иногда застаёт юношей врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если семяизвержения (эякуляции) принимаются за заболевание) последствий. Девочек же в период полового созревания прежде всего следует подготовить к появлению менструаций. Матери должны научить их правилам личной гигиены при менструациях, ведению менструального дневника, рассказать о физиологии этого явления. Половым воспитанием подростков также занимается и окружение наших детей, книги, кино, телевидение, интернет. С 13 — 14 лет мальчики становятся чрезвычайно влюбчивыми. В абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Всё это сопровождается сновидениями эротическими, поллюциями и мастурбациями. В последнем случае надо активно пропагандировать мысль о том, что воздержание (см. Воздержание половое) не вредит юношескому организму, а, наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Далёкая ещё от совершенства половая система подростка не остаётся безразличной к тем нагрузкам, которые ей приходится выдерживать при мастурбациях. Значительно больше возрастает нагрузка при половом сношении (коитусе). Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. Наиболее частыми причинами их могут быть наступление беременности у подруги и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных разладов, обусловленных перенесённой в юношеском возрасте психотравмой, вызванной именно этими и подобными причинами. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с самого детства, а поддерживаться и формироваться всю жизнь. Это отношение, с одной стороны, настолько многогранно, а с другой, столькими нитями связано с иными аспектами воспитания, что в принципе сказать, воспитан ли тот или иной человек, можно уже по одной характеристике — по тому, как он разговаривает с женщиной. В воспитании правильного отношения к женщине самую большую роль играет пример родителей. Все слова отца об уважительном отношении к женщине моментально теряют смысл, если он сам проявляет грубость в отношении своей жены. При половом воспитании мальчиков и юношей нельзя забывать и о необходимости поддерживать мужской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образа мужчины — мужа и отца.

38 Семья как фактор подготовки к семейной жизни (брачно-семейным отношениям) У человека с раннего детства формируется и закрепляется опыт жизни именно в семье. Для ребенка она выступает наиболее естественной и благоприятной формой его существования и дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает ему навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости) и представляется важной для становления положительного образа семьи. Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к семейной жизни является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность. Супружеские отношения родителей задают ребенку вариант того взаимодействия с будущим супругом, который он, скорее всего, будет реализовывать в своей личной жизни. Пример родителей также указывает те негативные черты межличностного взаимодействия супругов, которых ребенок, став взрослым, будет стараться избегать в своей семье. Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния родительской семьи и приобретая собственный опыт, индивид сталкивается с иной ситуацией, которая разрушает сформированные стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодежи. При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей. Возникает целая система противоречий между возникшими представлениями о супружестве на этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с которыми она сталкивается в своей дальнейшей личной жизни. В последнее время социологи отмечают влияние на процесс социализации подростков и старшеклассников изменений в самих социокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения.

Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям. В результате целого ряда причин у современных подростков складывается деформированный, искаженный образ семьи. Н.И. Шевандрин выделяет следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения: аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативность отношений между родителями; конфликтность отношений в семье; вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей.

В последние годы появилось большое число неполных семей, которые образуются вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

У ребенка, который живет только с одним из родителей, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта.

Ограниченный круг основных социальных ролей, которые узнает ребенок в неполной семье, ведет к тому, что ребенок мало знакомится с социальным опытом людей, что может отразиться на его развитии. Практически для него знакома одна социальная роль - его матери (или отца, в зависимости от того, с кем живет ребенок).

Считается, что ограниченные возможности знакомства с разными социальными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек, так как мальчики, особенно подросткового и старшего школьного возраста, благодаря спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят достаточное количество мужских примеров, поэтому отсутствие отца у них в определенной мере сглаживается. Тем не менее, примера полоролевого поведения супругов в семье он не имеет. У девочки, которую воспитывает одна мать, могут формироваться искаженные представления о мужчинах. Если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может развиться общее деформированное представление об эротике и сексе. Даже без этого ложного воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни. Неадекватное представление о брачно-семейных отношениях имеют и дети, выросшие в так называемых семьях группы социального риска. Чаще всего это семьи, имеющие алкоголиков, наркоманов, лиц с девиантным поведением, где применяются различные формы насилия. В таких семьях деформируются представления детей о супружестве, возникает неправильное понимание ролевого поведения членов семьи. Но не всегда неблагополучие проявляется столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях, об их умственном и физическом развитии. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, выяснение отношений. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику, формирует неправильные представления о должном поведении в

В большинстве семей родители не ставят в качестве одной из воспитательных задач специальное формирование и развитие ориентаций и установок на идеальное супружество. Семья, в первую очередь, занимается выработкой тех навыков, которые потребуются в будущей семейной жизни, уделяя меньше внимания воспитанию качеств, обеспечивающих высокую удовлетворенность супружескими отношениями.

37Для понимания термина брачности необходимо иметь представления о таких

понятиях, как «брачный рынок», брачный круг, брачный выбор (т.к. от их

наличия и формирования зависит брачность.)

«Брачный рынок» - это термин, применяемый для условного обозначения

системы соотношений численностей различных групп бракоспособного

населения. Ситуация на «брачном рынке» зависит от числа потенциальных

брачных партнёров в населении в данной территории, его возрастной – половой

структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы

предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на

«брачном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состоящих в

браке женщин и не женатых мужчин несколько более старшего возраста.

Неблагоприятная ситуация вызывается диспропорцией численности полов,

возникающей в результате военных потерь или резких изменений уровня

рождаемости, а так же несбалансированных по полу массовых миграций.

Перепись 1959 г. зафиксировала резкие нарушения численности

бракоспособных контингентов. Массовая гибель в Великой Отечественной войне

в возрастах старше 35-ти лет и частично 30-34-ёх лет уменьшило вероятность

вступления в брак для женщин, не вступивших в него до войны или потерявших

на ней мужей, и, наоборот, повысило её для соответствующих поколений

мужчин. Для сельского населения диспропорция численности бракоспособных

контингентов усугублялась миграцией мужчин из сёл в города, развернувшейся

с конца 1940-х гг.

Перепись 1989 г. зафиксировала неблагоприятную ситуацию на «брачном

рынке» для сельский мужчин и городских женщин, вызванную интенсивной

женской миграцией из сёл в города в 1960-е гг. Нарушение соотношения

численности полов на «брачном рынке» также может быть характерно для

определённой территории и носить локальный характер. Так, например, из-за

неравномерности распределения рабочих мест возникают мужские и женские

города.

Неблагоприятная ситуация на «брачном рынке» влияет на процессы как

брачности, так и разводимости.

Брачный круг- это совокупность возможных брачных партнёров. Брачный

круг определяется системой норм общества, а также социально-экономическим

положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система общения,

определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных

межличностных контактов также подбор брачных пар1. В условиях моногамного

брака в брачные круги не входят лица, состоящие в браке, однако при свободе

развода некоторая часть супружеских пар подбирается из числа лиц данной

категории брачного состояния. В качестве потенциальных брачных партнёров не

могут рассматриваться лица, брак с которыми запрещён законами или обычаями.

В некоторых обществах брачный круг ограничен социальными, национальными,

кастовыми, религиозными барьерами; их ликвидация способствует расширению

брачного круга. Определяющее влияние на изменение границ и состава

брачного круга оказывает возраст данного лица.

На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно

влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных

лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих

численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счёт

лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных

партнёров, т.е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует

расширению брачного круга лиц другого пола.

Брачный выбор - это выбор брачного партнёра в рамках данного брачного

круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные,

психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из

них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными

границами доминирующее значение имело социальное положение семьи будущего

партнёра. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы.

Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемых партнёров

допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние

антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная

симпатия) и тому подобных факторов. В современном обществе (когда в

значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические

и религиозные барьеры) на первое место выступают психологические,

культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных

факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности1. Изучение

закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности»

брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб

семьи.

35. Готовность к семейной жизни как социально-психологическое понятие

Закон большинства государств требует регистрации брака, которая, как правило, сопровождается заключением брачного контракта. В нашей стране брачные отношения реализуют, прежде всего, принцип добровольности - предполагает свободное согласие лиц, вступающих в брак, их свободное волеизъявление относительно оформления брака, является одним из основных условий для оформления брака согласно семейному кодексу и многочисленным международным правовым договорам. В них союз женщины и мужчины основан на взаимной любви и уважении - на чувствах, свободных от материальных расчётов [16]. Действительным признаётся только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). В нём супруги имеют равные права и обязанности во всех аспектах брачных отношений, а также всех материальных аспектах.

Понятие «готовность к семейной жизни» было в фокусе внимания таких исследователей, как Борман Р.[3], Шилле Г., Т. В. Андреева[2], И. В. Гребенников[6], В. А. Сысенко[14] и А.Н. Сизанов[13].

И. В. Гребенников [6] указывает на то, что в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Однако, подчёркивает автор, даже настоящее взаимное чувство любви не означает того, что молодые люди готовы к браку - то есть, к реализации тех новых прав и обязанностей по отношению друг к другу и к будущим детям, которые появляются вместе с созданием семьи.

Т. В. Андреева[2], И. В. Гребенников[6] и В. А. Сысенко[14] выде-ляют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Половая зрелость - одна из важнейших основ супружества, однако, не показатель социальной и психологической готовности к браку, а также и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. Также необходима этическая, экономическая готовность к семейной жизни, элементарные навыки воспитания детей и самовоспитания. Поэтому возникает сложность в определении готовности к браку.

2. Социальная готовность. Среди показателей социальной готовности к созданию семьи данные авторы выделяют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С ними неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, то есть, способность молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. При этом, часть молодых людей 18-19 лет пользуется материальной поддержкой родителей. Зависимость от такой поддержки серьёзно усложняет существование молодёжных брачных союзов.

Кроме прочего, социальная готовность к браку предполагает и принятие на себя ответственности друг за друга, семью в целом и за будущих детей.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность молодых людей, вступающих в брачные отношения. Она содержит в себе целый ряд взаимозависимых и взаимоопреде-ляющих факторов: сформированный идеал семьи, ясное представление о целях брачных отношений, осознанных собственных мотивов вступления в брак и взаимных ожиданий от него, а также о супружеских и родительских обязанностях. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы созна-тельными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

А.Н. Сизанов[12] в понятии «готовность к семейной жизни» различает социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность:

1. Социально-нравственная готовность, по мнению автора, предполагает гражданскую зрелость - возраст (для девушек 20 - 22 года, для юношей - 23 - 28 лет), наличие образование, профессии, экономический независимости, а также сформированного нравственного сознания. Сформированное нравственное сознание предполагает у юношей и девушек понимание социальную значимость семьи, обладание чувством ответственности, готовность к взаимоуважению, а также к реализации всех прав и обязанностей людей, вступающих в брачные отношения.

2. Мотивационная готовность. Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться», «хочется остаться в городе после учебы», «по примеру подруг или друзей» и т.п.); по материальным соображениям. Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

С.И. Ожегов[9] объясняет ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свою деятельность. Понести же ответственность - это значит получить возмездие, понести наказание за свои поступки. В философском словаре ответственность рассматривается как особое социальное и морально-правовое отношение человека к обществу, это соотношение способности и возможности человека в его моральном выборе, в своих действиях, результаты которых связаны с одобрением или осуждением, с вознаграждением или наказанием. Если человек отвечает за что-то, то, надо полагать, он отвечает и перед кем-то, за кого-то[19]. Ответственность как личностная особенность (или черта характера) - категория относительно устойчивая, стабильная, и, казалось бы, она должна проявляться в самых разных ситуациях, но как показывают исследования А.Л.Слободского, имеет место и «избирательная ответственность» (К.Муздыбаев, 1983). Иное мнение у Берковеца и Даниельса (1964), сформулировавших концепцию норм социальной ответственности. Они считают, что чувство ответственности у человека возникает при осознании того, что кто-то нуждается в его помощи. Причем помощь оказывается без предвкушения какого-либо вознаграждения, правда здесь не исключается принцип «платить за добро добром».

Ответственность - это, прежде всего свойство личности, ее характеро-логическая особенность. Это категория этики и права, которая включает в себя такие признаки, как честность, справедливость, точность, надежность, исполнительность, готовность человека отвечать за свои поступки, а это не маловажно в семейной жизни. Так как ответственные люди, как правило, не циничны, не враждебны, они податливы, послушны, выносливы, общительны, спокойны, рассудительны, надежны, либеральны, придерживаются семейных норм и стандартов, они обязательны[8].

Психологическая готовность к созданию семьи, по мнению А.Н. Сизанова [12], отражается в развитых навыках общения с людьми, в единстве или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умение создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств. Автор отмечает большую пластичность психики, характерную для молодых, высокую способность адаптации к новому типу отношений, а также подавляющее число возрастных соответствий, при которых разница в возрасте вступающих в брачные отношения не составляет более трёх-пяти лет.

Культура общения требует от человека умения понимать состояния других людей. Это чрезвычайно важное умение для семейной жизни. Только уважительное, бережное отношение к чувствам другого человека, открытое высказывание своего отношения и умение показывать и объяснять свои чувства способны привести к развитию доверительных отношений с любимым человеком. Важны также терпимость и спра-ведливость в оценке поступков друг друга.

Начинающиеся брачные отношения нередко усложняет, и даже приводит к разрыву, психологическая несовместимость - несовпадение взглядов на мир и семейную жизнь, темперамент, ярко выраженные акцентуации характера, завышенная/заниженная самооценка, чрезмерные требования к себе и другому и пр. От того, насколько совместимы по важнейшим психологическим свойствам партнёры по браку, зависит нравственный климат семьи, её будущее. Учет особенностей характера и устойчивости чувств является важным условием создания успешной семьи во всех отношениях.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность - это знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Хозяйственно-экономические умения и навыки - это умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Педагогическая готовность предполагает и сексуальную воспитанность усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

32 Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы

кажутся порой трудноразрешимыми. Еще несколько лет назад в нашей литературе

много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определилась

как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим.

Сейчас в нашей печати иначе как о кризисе семьи не говорят. Встречаются

даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше

общество.

В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее

нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых

местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети

распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4

лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных

семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях

формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.

К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е.

увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут как

«кошка с собакой», а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов

оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на

взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники

алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают

взрослые, страдают дети, страдает общество. По данным еженедельника

«Семья», 1 млн. 100 тыс. детей остаются без семьи, 1 млн. 185 тыс. страдают

психическими заболеваниями, 900 тыс. подростков ежегодно задерживается за

правонарушения и бродяжничество, 1904 ребенка в 1997 г. покончили жизнь

самоубийством.

Кто виноват в этом? Конечно, взрослые, обрекающие детей на

одиночество, страдания и даже смерть. Но в чем причины такой ситуации?

Только ли злая воля негодяев и безответственных людей? Конечно, человек

отвечает за свое поведение. Но часто он не ведает, что творит, либо не

умеет найти правильный путь. Нужно искать более глубокие причины. Главные

из них — серьезные сдвиги в жизни общества. Что происходит?

33Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:

1. Общесоциальный, раскрывающий политику КПСС и Советского государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные о советском образе жизни, об общественной сущности брачно-семейных отношений, о значимости семьи как важнейшей ячейки социалистического общества, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

2. Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств, правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.

3. Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический: формирование понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических различий мужского и женского организмов, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.

7. Эстетический, включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.

8. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т. д.

Естественно, что такая всесторонняя подготовка будущего семьянина должна проводиться дифференцированно, общими усилиями школы, семьи и общественности, на основе рекомендаций педагогов и психологов.

В школе подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется в процессе учебной и внеучебной работы. Различные учебные программы дают детям много полезных знаний, помогают вырабатывать идейно-нравственные убеждения, личностные установки. Многогранная школьная жизнь представляет каждому ребенку возможность для богатой практики человеческого общения, что немаловажно для будущего семьянина. Однако необходима и специальная работа по воспитанию семьянина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: