Обслуживание больных, работе с биоматериалом

1. Медработники должны соблюдать меры предосторожности при выполнении манипуляций с режущими и колющими инструментами (иглы, скальпели, ножницы и т.п.).

2. Бригады скорой помощи должны иметь емкости из непрокалываемого материала для сбора использованных шприцев.

3. Во избежание ранений не допускается при заборе крови и других биожидкостей использование стеклянных предметов с отбитыми краями.

4. Недопустимо производить забор крови из вены через иглу непосредственно в пробирку.

5. Все манипуляции по забору крови и сыворотки должны выполняться при помощи резиновых груш, автоматических пипеток, дозаторов.

6. Во избежание аварийных ситуаций любые емкости с кровью, другими биологическими жидкостями, тканями, кусочками органов сразу же на месте забора должны плотно закрываться резиновыми или пластмассовыми пробками и помещаться в контейнер.

7. В лечебных стационарах кровь и другие биоматериалы должны транспортироваться в штативах, помещенных в контейнеры, биксы или пеналы, на дно которых кладется 4-слойная сухая салфетка (на случай боя посуды или нечаянного опрокидывания).

8. Транспортировка проб крови и других биоматериалов из лечебных учреждений в лаборатории, расположенные за пределами данных учреждений, должна осуществляться также в контейнерах (биксах, пеналах), исключающих самопроизвольное или преднамеренное открытие их крышек в пути следования (замок, пломбировка, заклеивание мест соединения лейкопластырем). Наружная поверхность емкостей обрабатывается дезраствором.

9. Не допускается транспортировка проб крови и других биоматериалов в картонных коробках, деревянных ящиках, полиэтиленовых пакетах.

10. Не допускается помещение бланков направлений или другой документации внутрь контейнера, бикса.

11. Удаляемые при операциях части органов, костей, зубы, коронки зубов, использованные при оказании медпомощи материалы (инструменты однократного применения, бинты, вата, гипс, воск и т.д.) обеззараживаются согласно Приказу МЗ Республики Беларусь № 66 от 2 апреля 1993 г. с последующей утилизацией.


Мероприятия по профилактике внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией и предупреждению профессионального инфицирования медицинских работников отражены в приказах Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

  • от 16 декабря 1998 г. № 351 «О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД»;
  • от 04 августа 1997 г. № 201 «Об изменении организации работы по ВИЧ-инфекции в ЛПУ республики».

ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАРАЖЕНИЯ ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАЮЩИМИСЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНЫМ ПУТЕМ, РАБОТНИКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ:

Медицинские работники должны относиться ко всем пациентам как к возможным носителям ВИЧ, а к крови и другим жидким средам организма как к потенциально зараженным, надевать перчатки при всех непосредственных контактах с ними.

Необходимо использовать халат и перчатки (перчатки следует заменять или обрабатывать после каждого пациента).

Медицинские работники с травмами (ранами) на руках, экссудативным поражением кожи, мокнущими дерматитами отстраняются на время заболевания от медицинского обслуживания больных, контакта с предметами ухода за ними.

Во время процедур, при которых может быть допущено разбрызгивание крови, необходимо надевать халат и фартук, нос и рот следует защищать маской, глаза - очками. Медицинские сестры, работающие помощниками стоматологов, обязательно должны работать в маске, глаза защищать очками или экраном.

Загрязненные кровью предметы и одноразовый медицинский инструментарий (иглы, шприцы) необходимо помещать в непромокаемые контейнеры, обеззараживать, а затем подвергать утилизации в соответствии с действующими инструкциями Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Режимы обеззараживания аналогичны применяемым в отношении профилактики заражения гепатитами В, С, Д.

После использования режущие, колющие и другие инструменты многоразового использования следует поместить в жесткие влагонепроницаемые, маркированные контейнеры для дезинфекции.

Для предупреждения уколов иглами не следует вновь надевать колпачки на использованные иглы, снимать иглы с разовых шприцев, так как при этом увеличивается риск травматизации.

Все рабочие места должны быть обеспечены инструктивно-методическими документами, дезинфицирующим раствором и аптечкой для проведения экстренных профилактических мероприятий в случае аварийных ситуаций.

Аптечка должна содержать:

  • Напальчники (или перчатки);
  • Лейкопластырь;
  • Ножницы;
  • Спирт этиловый 70%-й;
  • Альбуцид 20-30%-й;
  • Настойка йода 5%-я;
  • Перекись водорода 3%-я;

При попадании инфицированного материала на пол, стены, мебель или оборудование, загрязненное место обеззараживают дезинфицирующим раствором, используемым в учреждении.

При попадании небольшого количества инфицированного материала - обеззараживание проводится путем двукратного протирания поверхности ветошью, смоченной в дезрастворе.

При обильном загрязнении избыток влаги удаляется с поверхности сухой ветошью, а затем поверхность двукратно протирается ветошью, смоченной в дезрастворе.

Загрязненную биологической жидкостью ветошь помещают в емкость с дезраствором для последующей утилизации.

ДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА В СЛУЧАЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА:

Под профессиональным контактом понимают любой прямой контакт слизистых оболочек, поврежденных и не поврежденных кожных покровов с потенциально инфицированными биологическими жидкостями при исполнении профессиональных обязанностей.

Если произошло попадание биоматериала на одежду:

  • Перед снятием одежды перчатки обеззараживаются.
  • При незначительных загрязнениях биологической жидкостью одежда снимается, помещается в пластиковый пакет и направляется в прачечную без предварительной обработки, дезинфекции.
  • При значительном загрязнении одежда замачивается водном из дезинфектантов, используемых в учреждении (кроме 6%-й перекиси водорода и нейтрального гидрохлорида кальция, которые разрушают ткани).,
  • Личная одежда, загрязненная биологической жидкостью, подвергается стирке в горячей воде (70 °С) с моющим средством.
  • Кожа рук и других участков тела под местом загрязненной одежды протирается 70%-м спиртом. После этого промывается с мылом и повторно протирается спиртом.
  • Загрязненная обувь двукратно протирается ветошью, смоченной в растворе одного из дезинфицирующих средств, используемых в учреждении.

Если произошло попадание биоматериала на слизистые оболочки:

  • Ротовая полость - прополоскать 70%-м раствором этилового спирта.
  • Полость носа - закапать 20-30%-й раствор альбуцида.
  • Глаза - промыть водой, после чего закапать 20-30%-йраствор альбуцида.

Если произошел контакт с кровью или другими биологическими жидкостями при неповрежденной коже:

  • срочно обработать место загрязнения одним из дезинфектантов (70%-м раствором спирта, 3%-м раствором перекиси водорода, 3%-м раствором хлорамина);
  • затем промыть водой с мылом и повторно обработать спиртом.

Если произошел контакт с кровью или другими биологическими жидкостями при повреждении кожи (укол, порез):

  • снять перчатки рабочей поверхностью внутрь;
  • выдавить кровь из раны, укола;
  • обработать пораженное место одним из дезинфектантов(70%-м этиловым спиртом, 5%-м раствором йода - при порезах, 3%-м раствором перекиси водорода - при уколах);
  • тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой, а затем протереть их 70%-м раствором этилового спирта, на рану наложить пластырь, одеть напальчник;
  • при необходимости продолжить работу - надеть новые перчатки.

Дальнейшие действия при профессиональном контакте:

  • Во всех лечебно-профилактических учреждениях необходимо вести 'Журнал регистрации аварий'.
  • Регистрации в журнале подлежат аварийные ситуации, связанные с попаданием большого количества крови или другого биологического материала на обширную раневую поверхность.
  • После регистрации контакта медработникам предлагается пройти тестирование на наличие антител к ВИЧ для определения исходного ВИЧ-статуса.
  • Параллельно проводится обследование на ВИЧ пациента, с биологическими жидкостями которого произошел контакт.
  • Первое обследование медицинского работника проводится непосредственно после аварии. Положительный результат будет свидетельствовать о том, что работник инфицирован, но авария не является причиной заражения. Если результат отрицательный, повторное обследование проводится через 6 месяцев.
  • Результаты обследования медицинских работников на ВИЧ-инфекцию являются строго конфиденциальными.
  • Сотруднику на период наблюдения запрещается сдача донорской крови (тканей, органов).
  • О произошедшей аварии и проведенных в связи с этим мероприятиях немедленно информируется руководитель учреждения и председатель комиссии по внутрибольничным инфекциям.

О произошедшей аварии и проведенных в связи с этим мероприятиях немедленно информируется руководитель учреждения и председатель комиссии по внутрибольничным инфекциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: