Примерные экзаменационные вопросы по разделу

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

1. Что представляет собою «Психология личности» как раздел дисциплины «Общая психология»? Проанализируйте разнообразные определения личности: К.Г. Юнг; Г. Олпорт; А. Маслоу; К. Роджерс; С.Л. Рубинштейн; Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; Б.Г. Ананьев; В.Н. Мясищев; Л.И. Божович.

2. Каковы объект, предмет, цели и задачи раздела «Психология личности»? Что значит следующее утверждение: «Личность – это системное (интегральное) качество человека»? Рассмотрите деятельность в качестве основополагающей причины развития личности (подход А.Н. Леонтьева). Охарактеризуйте понимание В.Н. Мясищевым человека как субъекта разного рода отношений.

3. Опишите понятия: индивид, индивидуальность, субъект (во всех основных характеристиках этого понятия), личность, человек. Опишите социальные отношения личности, её индивидуальные установки и субъектные диспозиции.

4. В чём, в каких психических измерениях выражается направленность личности? Какова позиция А.Н. Леонтьева относительно доминанты развития психики личности? Мотивационная направленность личности по Б.Н. Рыжову.

5. Проанализируйте психологические основы личности («активность», «направленность», «интенциональность», «креативность», «самосознание») с позиций гуманистической психологии. Произведите научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности». Развитие биологических систем по Б.Н. Рыжову.

6. Расскажите о базовых психологических свойствах личности. Охарактеризуйте «когнитивный» и «деятельностный» научные подходы к исследованию личности. Системная концепция мотивации Б.Н. Рыжова. Мотивационное ядро личности по Рыжову Б.Н.

7. Что такое «потребность», «мотивация», «мотив»? Какова их взаимосвязь? Охарактеризуйте научные концепции Г. Мюррея, В.Ф. Скиннера, Х. Хекхаузена.

8. Обоснуйте критерии выделения видов потребностей: «по происхождению»; «по субъекту»; «по объекту»; «по функциональному предназначению». Опишите потребностно-мотивационные научные концепции Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, С.Л. Рубинштейна.

9. Проанализируйте субъективное переживание человеком своих потребностей в форме эмоционально «окрашенных» желаний, влечений, стремлений. Типология системного профиля мотивации согласно Б.Н. Рыжову.

10. Содержательно расскажите о теории динамической иерархии потребностей А. Маслоу. Осветите физиопсихический характер потребностей человека, понимаемых в качестве источников его активности. Проанализируйте самоактуализацию в качестве высшей потребности личности.

11. Как (за счёт чего) происходит развитие потребностей личности? Как раскрываются потребности в поведении человека? Охарактеризуйте психическое состояние успешности реализации потребностей, испытываемое (переживаемое) человеком в форме оценочных эмоций. Каковы различия и сходства мотивации и мотивов? Какие имеются виды мотивов?

12. Каким образом потребности отражаются и реализуются в психической и внешней деятельности человека? Проанализируйте субъективное переживание человеком своих потребностей в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений. Проанализируйте мотивацию на достижение успеха и мотивацию на избегание неудач в качестве основных психических направлений развития потребностно-мотивационной сферы личности.

13. Осветите понятие «темперамент». Раскройте темперамент в качестве общего динамического процесса проявления (выражения) нервной системы в поведении и в деятельности человека. Каковы бывают виды темперамента? Детально опишите физиологическую теорию темперамента (И.П. Павлов и его последователи).

14. Объясните физиологическое соответствие темперамента нервной системе по И.П. Павлову. Соотнесите понятия «вид темперамента» и «тип нервной системы». Обоснуйте темперамент в качестве закономерного соотношения устойчивых индивидуальных нервно-физиологических особенностей личности.

15. Приведите исторически сложившиеся в психологической науке теории темперамента. Проанализируйте исследования свойств нервной системы (проявлений темперамента) В.С. Мерлина, В.Д. Небылицына, Б.М. Теплова. Объясните понятие «психодинамика личности». Обоснуйте темперамент в качестве базового параметра психодинамики личности, «надстройкой» которому является характер.

16. Объясните связь темперамента с поведением личности. Раскройте роль в психодинамике личности НС и ЦНС. Расскажите о базовых свойствах темперамента. Приведите «гиппократову» классификацию видов темперамента. расскажите об учении И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента (что подтверждается на современном этапе развития научного знания).

17. Опишите взаимосвязь темперамента и деятельности личности. Каким образом влияет вид темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности? Охарактеризуйте понятие «степень выраженности отдельных свойств темперамента». Опишите понятие «смешанный вид темперамента». Раскройте зависимость видов темперамента от типов сочетаний свойств нервной системы по И.П. Павлову, М.С. Сеченову, В.М. Бехтереву, В.С. Мерлину.

18. Опишите научную теорию Е.А. Климова о взаимосвязи темперамента индивида с индивидуальным стилем деятельности. В чём выражается зависимость динамических особенностей всех свойств личности от вида её темперамента? Каковы основные области проявления свойств темперамента? Какова взаимозависимость темперамента и характера? Объясните темперамент в качестве физиологической основы характера.

19. Опишите темперамент и характер в качестве психодинамической основы личности. Детально проанализируйте понятие «характер» и понятие «группа характерологических черт». Каковы бывают виды характеров?

20. Осветите свойства темперамента и качества характера как индивидуально-типические личностные особенности. Характерология как наука о характере. Развитие характера, формирование черт и акцентуаций характера.

21. В чём выражается детерминирование темпераментом развития характера? В чём заключается детерминирование темпераментом поведенческих и эмоциональных проявлений характера? Проанализируйте развитие характера в процессе деятельности. Опишите типическое в характере, обусловленное общественным бытием личности и усвоением человеком в процессе жизни социального опыта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

22. Что такое акцентуация характера? Как проявляется влияние темперамента (вида темперамента) на образование (формирование) какой-либо акцентуации характера? Какие выделяются виды акцентуаций характера в концепциях К. Леонгарда и А.Е. Личко?

23. Воздействие волевых черт характера на параметры индивидуального стиля деятельности. В чём выражается зависимость проявлений темперамента от характера, от волевых свойств характера? Объясните характер в качестве психической «надстройки» темперамента. Проанализируйте индивидуальные черты характера человека, определяемые конкретными условиями, обстоятельствами и ситуациями его жизненного пути.

24. Проанализируйте понятие «характер». Опишите характер в качестве поведенческой, «деятельностной» парадигмы развития личности. Раскройте характер в качестве комплекса устойчивых личностных черт человека. Осветите формирование характера в процессе социализации личности (Э. Фромм, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.С. Мухина).

25. Опишите наличие задатков как необходимое условие развития способностей. Каковы сходства и различия задатков и способностей? Проанализируйте следующие задатки способностей: тип нервной системы, особенности строения мозга, особенности строения органов чувств, телосложение, физическая сила и др. Дайте комплексное определение задатков.

26. Каким образом происходит формирование способностей на основе задатков? Каковы различия задатков и способностей? Осуществите «разделение» способностей и задатков способностей по Б.М. Теплову. Охарактеризуйте взаимосвязь способностей со склонностями, с интересами и с направленностью личности.

27. Приведите комплексное определение способностей. Произведите анализ сензитивных периодов формирования разного рода способностей. Какова взаимосвязь способностей и деятельности? Расскажите об определении способностей Б.М. Тепловым. Системная типология интеллекта согласно Б.Н. Рыжову.

28. Проанализируйте виды и типы способностей. Что такое общие и специальные способности? Обучаемость (адаптивность) как общая способность. Каков подход Б.М. Теплова к определению общих и специальных способностей? Системные способности и их производные по Б.Н. Рыжову.

29. Объясните понятия: способность, одарённость, талант, гениальность. Психическая работоспособность и типология интеллекта по Б.Н. Рыжову. Охарактеризуйте взаимосвязь способностей со склонностями и с направленностью личности. Проанализируйте взаимозависимость способностей и познавательных характеристик личности.

30. Проанализируйте развитие способностей в деятельности. Каково определение способностей В.Д. Шадриковым? Каковы критерии оценки проявления (выражения) способностей личности в деятельности? Произведите анализ сензитивных («восприимчивых») периодов формирования способностей.

31. Опишите понятия раздражимости и чувствительности. Взаимосвязь физиологической активности и эмоционального реагирования. Эмоции как психический феномен: явление, процесс, состояние. Опишите эмоции, чувства и аффекты в качестве психических явлений, имеющих выражение в эмоционально-чувственной сфере личности. Каковы научно-экспериментальные сходства и различия эмоций, чувств и аффектов?

32. Связь нервной системы и эмоциональных реакций. Мышечные и двигательные «форматы» эмоций. Выразительные движения и эмоции. Раскройте смысл и значение эмоций как психического явления. Проанализируйте основные виды эмоционально-чувственного психического реагирования. Охарактеризуйте стресс, по Г. Селье, осветите другие подобного рода психические состояния человека. Проясните воздействие такого рода психических эмоциональных состояний на деятельностный процесс.

33. Физиологические основы и механизмы эмоций. Расскажите о биохимии и о нейрохимии эмоций. Расскажите о том, каким может быть воздействие эмоций на организм человека. Опишите явление психосоматики. Опишите эмоции в качестве психического процесса, состоящего из сменяющихся психических состояний. Опишите нейротизм и психотизм в качестве целостных проявлений личности, опираясь на концепцию Г. Айзенка.

34. ЦНС как высшая «материальная база» эмоциональных реакций. Охарактеризуйте возможные «материальные основания» эмоций. Произведите анализ концепций иностранных и отечественных учёных о протекании и формировании эмоциональных реакций. Проясните основополагающие психические динамические «измерения» протекания эмоциональных состояний по В. Вундту. Каковы методы исследования фрустрации? Опишите основные реакции личности на фрустрацию: эксперименты Т. Дембо.

35. Особенности эмоционального психического отражения действительности. Физическая и психическая активность как основание эмоциональных реакций. Охарактеризуйте роль положительных и отрицательных эмоций и чувств в развитии личности. Опишите аффекты в качестве специфического вида эмоционального реагирования. Осветите в данном смысловом контексте научные концепции А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

36. Осветите психосоматические эмоциональные реакции. Что такое психическое состояние, психическое эмоциональное состояние, психический процесс, психический эмоциональный процесс? Опишите психические аспекты и взаимосвязь тревожности, тревоги, фрустрации и стресса. Рассмотрите личностную и ситуативную тревожность в качестве одного из психических свойств личности и охарактеризуйте его взаимосвязь с психическим эмоциональным состоянием тревоги. Осветите научные позиции З. Фрейда и К. Хорни по этим вопросам.

37. Что такое воля и волевая регуляция личности? Дайте комплексное определение воле как психическому процессу, «производящемуся через» волевые усилия (волевые действия). Какова зависимость качества волевых усилий от осознанности человеком цели его деятельности? Опишите волевые качества характера, приведите примеры выраженности этих качеств. Волевая устойчивость и целеполагание. Выделите, согласно С.Л. Рубинштейну, и охарактеризуйте простые и сложные волевые акты. Осветите структуру сложного волевого акта по С.Л. Рубинштейну.

38. Волевые качества личности. Понятие установки в теории Д.Н. Узнадзе. Соотнесение воли и установки. В чём заключается специфика волевого психического процесса? Опишите взаимосвязь воли и мотивации через психологическое целеполагание. В чём выражается взаимодействие волевой и эмоционально-чувственной психических сфер личности? Приведите основополагающие характеристики волевой устойчивости. Расскажите об осуществлении личностью волевых актов через волевые действия. Проанализируйте волю в качестве психологической предпосылки успешной деятельности, в частности, эффективной учебной деятельности школьников и студентов.

39. Специфика волевого психического процесса. «Из чего состоит» волевой психический процесс по С.Л. Рубинштейну? Каковы основные характеристики волевых усилий? В чём выражается взаимодействие волевой и мотивационной психических сфер личности? Какая бывает оценка личностью глубины своего волевого усилия? Раскройте волевое действие в качестве предметно направленной психической операции. Осуществите анализ волевых качеств личности. Какова их психическая структура?

40. Волевые акты и волевые действия как способы волевой регуляции. В чём выражается т.н. прерывистый характер волевого психического процесса? Расскажите о высшей психической волевой функции (непроизвольность/произвольность психики) в целом. Раскройте содержательные аспекты силы и слабости воли. Осветите осуществление личностью волевого поведения в ходе реализации волевых усилий. Какова структура волевого действия и смысловая направленность волевого действия? В чём выражены особенности отдельных волевых качеств личности?

41. Волевая регуляция личностью собственной деятельности. Как (посредством чего) осуществляется волевой психический процесс? Какова взаимосвязь волевого процесса с психическими познавательными процессами? Произведите определение силы воли через волевую устойчивость. Каковы признаки волевого поведения? Охарактеризуйте элементарные и «многоступенчатые» волевые действия. Каким образом происходит формирование волевых качеств, на какие параметры личности они влияют? Опишите взгляды Вильгельма Вундта на волю, как на психическую волевую деятельность личности.

42. Концепции воли в научных трудах В. Вундта, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.И. Селиванова, В.А. Иванникова. Какие бывают волевые усилия? В чём проявляется связь волевого процесса с психологическими свойствами личности? Что представляет собой волевая устойчивость? Опишите «построение» волевого процесса из конкретных волевых актов. Подробно раскройте структуру и значение простого волевого акта. Осветите особую роль в формировании волевых качеств человека активизации и закрепления положительных мотивов его деятельности.

43. Явление и процесс социализации личности. Возрастные этапы социализации личности. Какова взаимосвязь возраста человека и степени его социализированности? На историческом примере опишите параметры социальных связей в системе по Рыжову Б.Н. Охарактеризуйте совместную деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека, следуя концепции А.Н. Леонтьева. Опишите средства социализации и агентов социализации. Каковы основные подходы к проблеме социализированности человека?

44. Опишите средства социализации. Кем профессионально являются агенты социализации? Каковы основные подходы к проблеме социализированности человека? Мотивационный потенциал и его различные психосоциальные аспекты согласно Рыжову Б.Н. Проанализируйте мотивы (внутренние побудители деятельности) и внешние мотивы (стимулы, раздражители окружающей среды) по С.Л. Рубинштейну, – в качестве социализационных аспектов (феноменов социализации). Интериоризация/экстериоризация по Л.С. Выготскому.

45. Социальная ситуация развития личности по Л.С. Выготскому. ЗАР и ЗБР в понимании Л.С. Выготского. Проанализируйте механизмы социализации личности по Л.С. Выготскому и В.С. Мухиной. Обоснуйте то, что психическое развитие человека детерминировано влиянием на него факторов среды и факторов наследственности. Проведите сравнительный анализ понятий «социализация», «десоциализация» и «ресоциализация». Объясните объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

46. Объясните концепцию А.В. Мудрика о разнообразных факторах социализации. В чём психологический и социальный смысл базовых механизмов социализации: интериоризация и экстериоризация? Концепция Л.С. Выготского. Обрисуйте механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по С.Л. Рубинштейну, идентификация/отчуждение по В.С. Мухиной.

47. Охарактеризуйте основные институты социализации. Раскройте понятие социального воспитания. Раскройте социальный вид системной организации по Рыжову Б.Н. Рассмотрите социально-культурное развитие общества относительно социализационных процессов «интериоризация» и «экстериоризация». Рассмотрите такие социализационные механизмы как адаптация, дезадаптация, реадаптация и пр. Каково значение условий социализации для развития личности? В каких социальных условиях человек становится социальной жертвой? В чём проявляется «виктимное» поведение личности?

48. Раскройте типичные социально-психологические механизмы социализации личности. Осветите личность в качестве объекта и субъекта социализации. В каких формах взаимодействия общества и личности, социально-психологически проявляются социализационные механизмы «идентификация» и «отчуждение»? Концепция В.С. Мухиной. Раскройте смысл и значение понятия (явления) «социальная ситуация развития личности». Расскажите о концепции Л.С. Выготского, объясняющей процесс социального развития личности в зависимости от имеющихся условий (ситуаций) социализации. Проанализируйте все основные группы социально-психологических и политико-экономических факторов, влияющих на продуктивность социализации личности (по А.В. Мудрику).

49. Стадии психосексуального развития личности по З. Фрейду. Структура личности по З. Фрейду. Строение психического аппарата по З. Фрейду. Основополагающие аспекты каждого постнатального этапа развития личности. В чём суть и уникальность теории множественной личности У. Джеймса? Каковы пути развития личности в индивидуальной теории А. Адлера?

50. Структура личности по К. Юнгу. Структура индивидуального и коллективного бессознательного личности по К. Юнгу. Психологические типы личности по К. Юнгу. Основные отечественные теории возрастного развития личности. Сравнительный анализ теорий личности А. Бандуры и Б. Скиннера. Каким образом осуществляется личностное развитие в теории личности Э. Эриксона?

51. Индивидуалистический подход А. Адлера к развитию личности. Основные жизненные цели по А. Адлеру. Типы личности по А. Адлеру. Основные зарубежные теории возрастного развития личности. Научающе-бихевиоральная теория личности Б.Ф. Скиннера. Аналитическая (глубинная) теория познания личности в научной концепции К. Юнга. Какова структура личности и строение психического аппарата по З. Фрейду?

52. «Эпигенетическая» теория развития личности Э. Эриксона. Стадии психосексуального и социально-психологического развития по Э. Эриксону. Социально-психологические фиксации в определённых стадиях по Э. Эриксону. Основные научные подходы к периодизации онтогенеза личности. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Как (через какие стадии) происходит развитие личности в концепции З. Фрейда?

53. «Эго-идентичная» теория личности Э. Фромма. Пять т.н. экзистенциальных потребностей по Э. Фромму. Т.н. непродуктивные типы характера по Э. Фромму. Продуктивный тип характера по Э. Фромму. Сравнительный анализ теорий (концепций) развития личности отечественных учёных-психологов. Диспозиции и основные типы диспозиций в теории личности Г. Олпорта. Понятие «теория развития личности».

54. «Эго-состояния» личности по Э. Бёрну. Трансактный анализ Э. Бёрна. Теория игр и сценариев Э. Бёрна, - как концепция основных «жизненных стилей» развития и поведения личности. Теория развития личности Б.Г. Ананьева. Основные типы личности в концепции Г. Салливана. Понятие «личность» исходя из концепций разных авторов.

55. Личность в качестве субъекта взаимодействия по К. Хорни. Потребности и невротические потребности по К. Хорни. Базальная тревожность по К. Хорни. Типы личности по К. Хорни. Теория развития личности В.Н. Мясищева. Особенности межличностной теории личности Г. Салливана.

56. «Научающе-бихевиоральная» теория личности Б. Скиннера. Формирование личности, по Б. Скиннеру. Типы поведения личности по Б. Скиннеру. «Социально-когнитивная» теория личности А. Бандуры. Развитие личности и социальное научение по А. Бандуре. Основные понятия концепции личности В.С. Мерлина. Структура личности в трансактном анализе Э. Бёрна.

57. Общественная польза в качестве базовой характеристики личности поА.Н. Леонтьеву. Личность как субъект общественных отношений и сознательной деятельности по С.Л. Рубинштейну и А.Н. Леонтьеву. Понятия: «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» личности по Л.С. Выготскому. Понятия эго-состояния личности по Э. Бёрну и его теория личности.

58. Структура личности и особенности формирования и развития личности как индивидуальности по Б.Г. Ананьеву. Культурно-историческая концепция развития личности Л.С. Выготского. В чём отличие направленности личности к людям, от людей и против людей в теории личности К. Хорни?

59. «Мотивационный» подход Л.И. Божович к пониманию и определению развития и формирования личности. Сравнительный анализ теорий З. Фрейда и Э. Эриксона относительно психосексуальных и социально-психологических аспектов развития личности, – в соотношении с возрастными параметрами развития личности. Социокультурная теория личности К. Хорни.

60. Теория отношений как основы развития личности по В.Н. Мясищеву. Самосознание личности по В.С. Мухиной и В.В. Столину. Сравнительный анализ теорий личности иностранных учёных-психологов: З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Бёрна. Развитие продуктивного и непродуктивного типа личности в гуманистической теории личности Э. Фромма.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 КО ВСЕМУ ПОСОБИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ». «ТЕМАТИКА НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (разделы «Психические познавательные процессы» и «Психология личности»)»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: