Автономия личности. Заключение

Развитие системного мировоззрения завершается в наше время становлением метанаучной системной идеологии, которая в канве общего развития цивилизации занимает то же место, что в предшествующий период занимала рационалистическая философия. Основные законы и категории новой метанауки были постулированы в термодинамике и системных концепциях XX века. Сегодня наблюдается значительный прогресс в понимании механизмов системных взаимосвязей, связанный с развитием физики необратимых процессов, включая синергетику и неравновесную термодинамику. Результатом этого прогресса является приобретение системной методологией статуса фундаментального принципа для всей совокупности научных дисциплин. Для тех же отраслей науки, которые, подобно психологии, еще находятся в стадии становления, системная методология призвана стать теоретическим каркасом их научной парадигмы.

Литература

1. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.

2. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.

3. Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). – Берлин, 1922.

4. Вейник А.И. Термодинамика. – Минск: Вышэйшая школа, 1968.

5. Вундт В. Очерк психологии. – М.: Изд. Моск. Психологического Общества, 1897.

6. Гегель Г. Наука логики // Энциклопедия философских наук Т. 1. - М.: Мысль, 1975.

7. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук Т. 3. - М.: Мысль, 1977.

8. Гербарт И.Ф. Психология: Территория будущего, 2007.

9. Гольбах П-А. Избранные произведения в двух томах.— М.: Мысль, 1963.

10. Деборин А. Гегель. // Б.С.Э. 1-е изд. Т. 14. – М.: Советская энциклопедия, 1929.

11. Дружинин В.В., Канторов Д.С. Проблемы системологии. – М.: Сов. радио, 1976.

12. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Пер. с лат., - М.: Наука, 1989.

13. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.

15. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. - М. Воениздат, 2004.

16. Сетров М.Н. Основы функциональной теории организации. - Л.: Наука, 1982.

17. Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.: Радио и связь, 1982.

18. Хакен Г. Синэргетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985.

19. Эшби У. Принципы самоорганизации. // Принципы самоорганизации. - М.: Мир, 1966.

20. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

Эпитафию написал английский поэт XVIII века Александр Поп.

Гольбах (Holbach) Поль Анри, барон (1723 - 1789). Французский философ. Изучал химию в Лейденском университете. Открытый им в Париже салон приобрел известность как место регулярных философских дискуссий между энциклопедистами. В своем основном сочинении «Система природы» (1770) Гольбах предпринял попытку философского осмысления физической системы Ньютона. Главным мотивом человеческих действий Гольбах считал интересы, важнейший среди них – стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи других людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних.

Дискуссия по вопросу о периодизации Новейшего времени продолжается и сегодня (см., например, Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.: Филол. Изд-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004)..В ряде работ началом Новейшего времени принято считать окончание Первой или даже Второй мировых войн - 1918 или 1945 г. соответственно. Предлагаются и другие даты, например, в советской историографии было принято считать началом Новейшего времени 1917 г., имея в виду революцию в России.

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873 – 1928). Известный российский философ-системолог и общественный деятель. Закончил медицинский факультет Харьковского университета. На рубеже ХХ века Богданов был одним из активнейших членов социал-демократического движения, ближайшим сподвижником и другом В.И. Ленина. Неоднократно избирался на руководящие должности большевистской партии, в 1905 г. организовал первую легальную большевистскую газету. В 1909 г., по идеологическим соображениям, Богданов отошел от большевизма и прекратил свое участие в революционном движении, посвятив себя научным и литературным занятиям. В 1913 г. выходит первая часть его главного труда «Всеобщая организационная наука (Тектология)». Две остальных части выйдут в 1917 и 1922 гг. В годы первой мировой войны Богданов служил на фронте военным врачом. В 1926 г. стал основателем и директором Института переливания крови в Москве. Скончался после неудачного эксперимента, сделав себе переливание крови больного человека.

Берталанфи (Bertalanffy) Людвиг фон (1901 – 1972). Знаменитый австрийский философ и биолог-теоретик, создатель «общей теории систем». Получил биологическое образование в Венском университете. С 1934 г. по 1948 г. работал в Венском университете. С 1949 г. работал в различных университетах США и Канады. Предложенный им метод анализа открытых эквифинальных систем дал возможность широко использовать в биологии идеи термодинамики и кибернетики. Берталанфи выдвинул первую в современной науке обобщённую системную концепцию, задачами которой стали разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление законов изоморфизма в различных областях знания и поиск средств интеграции науки. Создал в 1954 г. «Общество по исследованиям в области общей теории систем» и его ежегодник «General Systems». В 1972 г. за вклад в развитие фундаментальной науки Берталанфи был номинирован на присвоение Нобелевской премии и только скоропостижная кончина помешала этому.

Хакен (Haken) Герман, р. в 1927 г. Современный немецкий физик и математик, создатель новой научной дисциплины - синергетики. Изучал физику и математику в университетах Галле и Эрлангена. С 1960 года - профессор Штутгардского университета. В 1973 г. Хакен предложил название «синергетика» для обозначения научного направления, занимающегося изучением процессов самоорганизации в системах самого различного порядка, от согласованного (когерентного) поведения атомов при работе лазера, до образования согласованно работающих нейрональных ансамблей мозга человека и формирования общественного мнения в социуме. Герман Хакен почетный член многих иностранных академий и научных сообществ, имеет ряд почетных наград за исследования сложных самоорганизующихся систем. Значительная часть последних работ Хакена посвящена синергетике биологических и психологических явлений.

Пригожин Илья Романович (1917 - 2003). Выдающийся физик и химик конца 20 века, создатель неклассической термодинамики. Пригожин родился в Москве. Его отец был инженером-химиком, а мать - пианисткой. В 1921 году семья Пригожиных эмигрировала из России. Пригожин закончил химический факультет Свободного университета в Брюсселе. С 1947 года работал профессором физической химии в Свободном университете, посвятив себя изучению термодинамики неравновесных процессов. Итогом его работы стало создание неравновесной или неклассической термодинамики, позволяющей описывать самые различные самоорганизующиеся структуры, от движения молекул, до экономических, биологических и социальных процессов. В 1967 году, продолжая работать в Брюсселе, Пригожин был назначен директором Центра статистической механики и термодинамики, основанном им при Техасском университете в США. В 1977 г. ему была присуждена Нобелевская премия по химии за работы по термодинамике необратимых процессов и их использование в химии и биологии. Илья Пригожин был избран иностранным членом Российской Академии Наук, в 1980-1990-е годы он неоднократно приезжал в Россию.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 КО ВСЕМУ ПОСОБИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ». ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

«Тезаурус основных терминов и понятий,

используемых во всей дисциплине ″Общая психология″»

Автономия личности – обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций.

Активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Акцентуации – чрезмерное усиление некоторых личностных черт, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим. Предполагается, что акцентуации обычно развиваются в период становления личности и сглаживаются по мере взросления.

Амбивалентность (от лат. ambo – оба и valentia – сила) – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения целого на части.

Антиципация (от лат. anticipatio – предвосхищение), – свойство высших животных и человека в той или иной форме предвосхищать будущие события. В психологии понятие антиципация введено В. Вундтом и обозначает: 1) психическую готовность к восприятию того или иного стимула; 2) предвосхищающую реакцию на стимул, что проявляется, например, в стартовом положении бегуна, ожидающего сигнала стартового пистолета. Подобное ожидание (или «опережающее отражение») обеспечивается механизмом акцептора результатов действия, который описал П.К. Анохин в 1955 году. Выделяется антиципационный паттерн (В.Д. Менделевич). Под антиципационным паттерном понимаются сформированные в процессе социализации в семье шаблоны построения вероятностного прогнозирования и антиципации. Лица, страдающие неврозами, отличаются от тех, кто избегает в течение жизни невротического типа реагирования (неврозоустойчивых лиц) тем, что игнорируют прогнозирование событий, впоследствии становящихся психотравмирующими. Чаще всего невротики исключают из прогноза нежелательные события, ограничивая тем самым возможности подготовки к восприятию и переработке невротизирующего конфликта (конфликт «личность-среда»). Патогенные антиципационные паттерны формируются в процессе семейного воспитания и передаются детям в виде некоторых стереотипов поведения, взаимоотношений с людьми, сохранения эмоциональной стабильности/нестабильности и т.д. Одним из таких семейных антиципационных паттернов является убеждённость в необходимости и полезности для психического здоровья прогнозирования лишь желаемых исходов жизненных ситуаций и блокирование размышлений о нежелательных вариантах. Этот антиципационный паттерн закрепился даже в пословицах и поговорках («не каркай», «сглазишь» и др.). Этот семейный паттерн лежит в основе не только невротических (психогенных) расстройств, но и определяет психопатологическое синдромообразование в рамках психотических нарушений, в частности при шизофрении. Анализ семей лиц, страдающих шизофренией, показывает, что в них также преобладает антиципационный паттерн, основанный на моновариантном типе вероятностного прогнозирования. Он отражается в формировании у ребенка (будущего психически больного) мистической одновариантной модели оценки происходящих событий, выражается в опредёленном догматизме мышления и т.д.

Апперцепция (от лат. ad – к и perceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общей направленности личности и от всего предшествующего опыта человека, – что всегда определённым образом влияет на восприятие человеком наличной (имеющейся в данный момент) ситуации и окружающих людей.

Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ) – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т.ч. художественной.

Ассоцианизм – деятельность психики на основе образования ассоциаций.

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.

Астения – повышенная утомляемость и раздражительность.

Атрибуция – стереотипное достраивание образа.

Аутизм – уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

Аффект – непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации. Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть), – форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжён с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.

Барьер смысловой – непонимание людьми друг друга из-за их различного отношения к одним и тем же явлениям.

Барьеры психологические – избирательное торможение активности в результате низкой самооценки субъекта.

Бессознательное – 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Близнецовый метод – предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. и основан на том, что 1) существует два типа близнецов - монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у родных братьев и сестер (сиблингов); 2) постнатальные средовые влияния для членов МЗ и ДЗ пар примерно одинаковы. Существуют различные варианты метода: метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары и проч. В нашей стране близнецовый метод активно применялся В.С. Мухиной.

Валидность теста (от англ. valid – действительный, пригодный, действенный) – адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

Вера – полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

Вербальный (от лат. verbalis - словесный) – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (слоги, бессмысленные слова и т.д.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный осмысленный материал (геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и т.д.) и невербальный бессмысленный материал (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна). В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение, вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач).

Взаимодействие межличностное – личный контакт нескольких субъектов с последующим изменением их взглядов и установок.

Витальный – в широком смысле слова - движение, действие, сила. В исследованиях личности понятие "витальный" употребляется в связи с потребностями и означает энергию базовых, физиологических потребностей.

Влечение – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.

Влияние – изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.

Внимание – психический процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач, избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Внушаемость – готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.

Внушение – внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.

Возраст (в психологии) – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Возрастная психология –отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Воля – свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Воображение – психический процесс, выражающийся (проявляющийся) в: 1) построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределённа; 3) продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Воспоминание – локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Воспроизведение – доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми.

Время реакции –интервал во времени между предъявлением раздражителя и начал реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач.

Высшие психические функции –системные психические процессы, не сводимые к сумме составляющих их психических явлений. Важнейшими характеристиками высших психических функций являются прижизненное формирование под влиянием социальных воздействий, опосредованность знаковыми системами, осознанность и произвольность их осуществления. Понятие введено Л.С. Выготским и развито в работах А. Р. Лурии и др.

Вытеснение (подавление, репрессия (от позднелатинского Repressio – подавление)) – в психоанализе 3. Фрейда, активное неосознаваемое действие, процесс и "защитный механизм", обеспечивающий переход из сознания в бессознательное какого-либо содержания и (или) недопущение неосознаваемого влечения до осознания. В общем, вытеснение нарушает связь патогенной информации с сознанием. Согласно 3. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз: 1) Первичное вытеснение предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний и т.д. 2) Вторичное вытеснение обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений, представлений и т.д. Все вытесненное из сознания в бессознательное не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное "возвращение вытесненного", которое осуществляется в форме симптомов, снов, видений, ошибочных действий и т.д. 3. Фрейд считал теорию вытеснения краеугольным камнем, на котором зиждется все здание психоанализа.

Галлюцинация (от лат. hallucinatio – бред – видения) – обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения. Обычно галлюцинации воспринимаются как реальные явления, но возможно и критическое отношение к ним. Различают слуховые (напр., слышание голосов, шума), зрительные (напр., видение людей, предметов, насекомых) и другие галлюцинации. Наблюдаются главным образом при психических заболеваниях. Галлюцинации следует отличать от иллюзий.

Генезис – происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Генеративность – способность порождать, созидать; в эпигенетической концепции Э. Эриксона означает качество, которое при определенных обстоятельствах может сформироваться на седьмой стадии жизненного цикла. Это - заинтересованность в устройстве жизни, продуктивность, креативность, умение коммуницировать с людьми разного возраста.

Генетика (от греч. genesis – происхождение) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. В зависимости от объекта исследования различают генетику микроорганизмов, растений, животных и человека, а от уровня исследования – молекулярную генетику, цитогенетику и др. Основы современной генетики были заложены Г. Менделем, открывшим законы дискретной наследственности (1865), и школой Т.Х. Моргана, обосновавшей хромосомную теорию наследственности (1910-е гг.). В СССР в 20-30-х гг. выдающийся вклад в генетику внесли работы Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова, С.С. Четверикова, А.С. Серебровского и др. С сер. 30-х гг., и особенно после сессии ВАСХНИЛ 1948 г., в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т.Д. Лысенко (безосновательно названные им "мичуринским учением"), что до 1965 г. остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ. Быстрое развитие генетики в этот период за рубежом, особенно молекулярной генетики во 2-й пол. 20 в., позволило раскрыть структуру генетического материала, понять механизм его работы. Идеи и методы генетики используются для решения проблем медицины, сельского хозяйства, микробиологической промышленности. Её достижения привели к развитию генетической инженерии и биотехнологии.

Гениальность (от лат. genius – дух), – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Генотип – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. В современной генетике рассматривается не как механический набор независимо функционирующих генов, а как единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

Гетерономный – объясняющий какой-либо феномен (например, волю) с помощью других психических явлений (например, ассоциации, интеллекта, памяти), отвергающий его собственную сущность.

Гештальт (от нем. Gestalt – образ, форма), – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин Гештальт предложен гештальтпсихологией и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о Гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как Гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма), – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Гипноз –состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа.

Гомеостазис (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность), –процесс, за счёт которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервно - психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

Группа социальная – общность людей, которые объединяются общими интересам целями и ценностными ориентирами.

Гуморальный – относящийся к жидкостям организма (крови, лимфе).

Гуморальная теория темперамента – теория, в основе которой лежит положение о доминирующей в организме жидкости (гумора) и типа темперамента, – сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Впервые предложена Гиппократом.

Дедукция (от лат. deductio – выведение), – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Действие – целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Понятие "действие" в качестве единицы анализа и предмета исследования используется при изучении перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и других действий.

Депрессия (от латинского depressio - подавление) – психическое состояние, характеризующееся подавленностью. Человек может быть возбужден и беспокоен, или, наоборот, его действия могут быть вялыми и замедленными. Поведение человека основано на пессимистических убеждениях и отчаянии, у него нарушаются сон, аппетит и внимание. Существует несколько причин развития депрессии. Маниакально-депрессивный психоз приводит к развитию очень сильной депрессии, являясь главным аффективным расстройством, при котором наблюдается бред по поводу собственной никчемности, болезни, негодности или галлюцинации, во время которых человеку чудятся обвиняющие его голоса. Крах несбывшихся надежд и фрустрация также могут привести к развитию депрессии, которая может продолжаться достаточно долго и быть несоразмерной сложившейся ситуации, особенно при дистимическом расстройстве (dysthymic disorder), ранее это заболевание называлось депрессивным неврозом.

Дескриптивный бихевиоризм (от англ. descriрtive – описательный, наглядный и behaviour – поведение), – бихевиоризм Б.Ф. Скиннера. Этот подход характеризовался тем, что в нем использовались не просто описания наблюдений и отношений между наблюдаемыми фактами, а достаточно формализованный математический аппарат, основанный на определенных аксиомах и правилах вывода.

Детерминизм (детерминация). Детерминизм (от лат. determinatio – ограничение, определение), – причинное определение явления. Детерминизм – концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.

Дефицитарные мотивы (мотивы дефицита), – основные потребности, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. По А. Маслоу, дефицитарные мотивы должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет двигаться к самоактуализации.

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Таким образом, деятельность это процесс активного отношения человека к действительности и предметного воздействия на нее, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей. Деятельность это удовлетворение разнообразных потребностей и усвоение общественного опыта. Деятельность это реализация себя в социальной среде. Основные виды деятельности: игра, или игровая деятельность - особый вид деятельности, производящийся в условных ситуациях, в которых воссоздаются исторически и культурно закрепившиеся традиционные, обыденные, типичные способы действия и взаимодействия людей. Учеба или учебная деятельность, это способ присвоения и активного усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат психические механизмы преобразования усваиваемого материала, приемы выделения базовых отношений между предметными условиями и ситуациями, способы обобщения принципов решения жизненных задач, методы моделирования процессов решения задачи. Все эти принципы и приемы теоретической и практической деятельности обучаемый интериоризирует в свое сознание. Учебная деятельность включает в себя также контроль за всем вышеперечисленным. Основной фигурант контроля, – сам учащийся, который обучается, в том числе, и контролировать себя. Трудовая деятельность это процесс активного изменения предметов, вещей, окружающей природы, социальной среды, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и с целью создания различных культурных и материальных ценностей и интеллектуальных и вещественных продуктов труда. В целом, в деятельности как в процессе, выделяются следующие уровни: уровень условий, уровень потребностей, уровень мотивов, уровень целей, уровень задач, уровень действий, уровень операций. Имеются ввиду условия, в которых протекает деятельность, потребности, из которых она исходит, мотивация и мотивы, которые конкретизируют и опредмечивают потребности в деятельности, цели, которые являются производной от мотивов и определяются мотивационной сферой в данных деятельностных ситуациях, задачи, которые являются промежуточными целями, образуются простыми мотивами и представляют собой недолговременные варианты регламентированных действий.

Диадные отношения – отношения между двумя людьми; в психоанализе – отношения между матерью и ребенком на «доэдиповых» стадиях развития.

Дизиготные близнецы – близнецы, генотипы которых различаются, как у сиблингов, т.е. корреляция признаков близка к 0,5. Они развиваются из двух самостоятельных зигот, возникающих в результате одновременного созревания двух (или более) яйцеклеток и оплодотворения их двумя (или более) спермиями.

Дисфория – негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности.

Диффузная идентичность. По Э. Эриксону – это неопределенное, смутное, неясное и неустойчивое представление о себе.

Довербальный уровень – уровень развития ребенка, на котором в силу неразвитости речи общение происходит с помощью невербального диалога – обмена реакциями и действиями.

Долг – превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задачу конкретного лица в определённой ситуации.

Доминанта – господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.

Достоинство – отношение человека к себе и отношение к нему общества.

Доэдипальные (доэдиповы) стадии – стадии т.н. объектных социальных отношений младенца и ребёнка раннего возраста, предшествующие образованию Эдипова комплекса. Характеризуются главным образом привязанностью к первому объекту любви матери.

Драйв (англ. drive – движение – гонка, спешка), – динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По З. Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения).

Духовность –система высших нематериальных ценностей.

Житейская психология –совокупность расхожих взглядов и верований о людях и жизни, характерных для основного населения.

Зависть – негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии зависти человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего "Я". Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под "плохое настроение", недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, "немотивированных" поступков и действий людей. В любом обществе зависть социально осуждаема, поэтому осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся природной предпосылкой формирования и развития способностей. К ним относятся, например, типологические свойства нервной системы, уровень соотносительного развития сигнальных систем, природные свойства анализаторов, индивидуальные особенности строения головного мозга. Задатки не предопределяют развитие способностей, но являются важным условием их формирования.

Задача – цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.

Замещение –защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности. При замещении объекта те чувства и действия, которые должны были направляться на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иррелевантный объект (не имеющий отношения к ситуации и причине конфликта). Замещение объекта происходит при невозможности выразить чувства или осуществить действия по отношению к нужному объекту вследствие социальных или физических причин. Например, агрессия по отношению к начальнику вымещается на членах семьи. Другое проявление защиты по типу замещения состоит в изменении на противоположное чувства при сохранении неизменным объекта (любовь, не нашедшая ответа, превращается в ненависть, сексуальная потребность – в агрессию). В психодинамических теориях считается, что защитные эффекты при замещении достигаются за счет разряжения энергии, сопровождаемого катарсисом.

Запоминание – обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Запоминание – важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого – запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания – определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.

Заражение – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому я психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения.

Защита психологическая – система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.

Значение – обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самого себя. Индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризированных эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы значений осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта.

Зоопсихология – раздел психологии, изучающий поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением; предметом зоопсихологии являются проявления и закономерности психического отражения на дочеловеческом уровне.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Играми называют и некоторые формы жизнедеятельности животных. Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и в других науках.

Идеал (франц. idеal, от греч. idеa – идея, первообраз) – в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей.

Идентичность – тождественность человека самому себе, твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру.

Идеографический метод – метод, с помощью которого получают уникальную, единичную информацию об объекте.

Идеографический и номотетический методы (от греч. idios – особенный, своеобразный + grapho пишу; греч. nomothetike – законодательное искусство), – способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что первый выявляет в предмете его индивидуальность, а второй – его включённость в законосообразные, общие связи и зависимости.

Измерение (в психологии) – научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе некоторых процедурных правил.

Иллюзии восприятия (от лат. illusio – ошибка, заблуждение), – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста.

Имажитивные (имагинативные) способности, – характеризуют психические образования и психические процессы, связанные с воображением и творческим мышлением.

Имплицитный (англ. implicit) – подразумеваемый, невыраженный, изначально присущий (смысл).

Имплицитная концепция – устойчивое во времени, внутреннее, как правило неосознаваемое мнение человека о том, каким образом должны быть взаимосвязаны друг с другом у людей их отдельные психологические черты. Это концепция личности (интеллекта, нравственности и проч.), которая возникает в обыденном сознании.

Импринтинг (англ. imprint – запечатлевать, оставлять след), – специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др.). Импринтинг возможен в течение определенного, обычно весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим. Импринтинг обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др. В искусственных, экспериментальных условиях у некоторых видов животных и птиц импринтинг может быть вызван любым живым или неживым движущимся объектом.

Индивид (от лат. individuum – неделимое), – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть, понимание), – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы; внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации (синоним: т.н. ага-реакция); понятие, введенное в гештальтпсихологию – в 1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия – и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером – в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение), – совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека.

Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение), – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Интериоризация (от лат. interior – внутренний), – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие Интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма. Понятия, сходные с интериоризацией, используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей "внутрь" психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.

Интернальность –свойство личности принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения.

Интерпсихический – межличностный, происходящий в психике нескольких субъектов, при взаимодействии психик.

Интрапсихический – внутриличностный, происходящий во внутренних структурах личности.

Интрапсихические механизмы – внутренние психологические способы функционирования, например, защитные механизмы как способы снижения тревоги.

Интраверсия – личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно "обращённость внутрь". Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного, объективной реальности.

Интравертированность – направленность психической энергии на внутренний мир, свое Я, пренебрежение внешними объектами.

Интравертный мыслительный тип – тип личности, направленность которого обращена на себя, а доминирующей психической функцией является мышление.

Интроекция – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, основа идентификации.

Интроспективная психология (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь), – ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию, под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом.

Интроспекция (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь), – метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления.

Инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский), – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение), – это: 1) фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественно-количественного разнообразия; 2) в документалистике это – сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или иной материальной форме; 3) в физике и биоэнергоинформатике – это особая форма энергии; 4) в биологии и математической статистике – это передаваемые от организма к организму признаки и мера их разнообразия; 5) в информатике – это сведения (сигналы), в форме двоичной единицы (бита), которыми обмениваются между собой живые и неживые системы.

Искусственный интеллект – область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество. Наиболее продуктивные направления работ по искусственному интеллекту связаны с разработками: 1) экспертных систем, (позволяющих работникам средней квалификации принимать решения, доступные узким специалистам), 2) баз данных, (позволяющих разными способами анализировать информацию и выбирать варианты, оценивая последствия принятых решений), 3) исследовательских моделей, позволяющих визуализировать реальность, недоступную непосредственному наблюдению.

Катексис – психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения.

Каузальный (от лат. causalis – причинный), – это то же, что причинность, – т.е. в данном контексте это генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Сущность причинности – порождение причиной следствия; следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на неё. На основе причинности организуется деятельность человека, вырабатываются научные прогнозы.

Клиническая психология (от греч. klinike – врачевание, kline – постель, ложе), – это область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи клинической психологии определяются практическими потребностями клиники – психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим клиническая психология включает в себя разделы: патопсихологию, нейропсихологию, психосоматику.

Когниция – процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, восприятие, внимание, память). Наряду с этим, когниция (как нечто умственное, мыслительное) – это результат мыслительных действий (мысль, идея, интеллектуальное решение).

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Позднее когнитивная психология стала пониматься как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Когнитивный стиль (от греч. stylos – букв. стержень для письма), – это значит: 1) относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях; 2) совокупность частных познавательных установок или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов. В качестве показателей индивидуальных различий в познавательной деятельности могут рассматриваться и другие виды когнитивного стиля (например, когнитивная сложность). Акцентируя внимание исключительно на формальном аспекте индивидуальных различий в познавательной деятельности, зарубежные концепции игнорируют содержание мотивов, ценностных ориентаций личности, по существу порождающих и обусловливающих тот или иной когнитивный стиль.

Коллективное бессознательное – понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно К. Г. Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы.

Комплекс неполноценности – ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Компульсия – поведение, мотивированное факторами, которые вынуждают человека действовать против его воли, психологическое состояние, при котором человек чувствует себя вынужденным что-то делать.

Конгруэнтный (от лат. congruens – соответствующий, совпадающий), – в теории К. Роджерса это полноценно функционирующий человек, у которого его опыт и реальное Я не противоречат друг другу, относительно совпадают.

Конфликт – борьба между несовместимыми силами или структурами внутри психики; внешний конфликт разворачивается между индивидом и отдельными аспектами внешнего мира.

Креативность (от англ. creativity), – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Лабильность (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый), – функциональная подвижность нервной и мышечной ткани, характеризующаяся наибольшей частотой, с которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений. Наиболее высокая лабильность у толстых нервных волокон, которые могут пропускать до 500-600 импульсов в 1 сек.

Латентный период – скрытый период, время от момента воздействия какого-либо раздражителя на организм до появления ответной реакции; в психоанализе период от упадка детской сексуальности до наступления половой зрелости. Его признаками являются ослабление половой активности, десексуализация объектных отношений и чувств, возникновение нравственных и эстетических стремлений.

Либидо (от лат. libido – желание, влечение), – одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию: использовалось как синоним сексуального влечения (З. Фрейд). Либидо рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам психологической защиты. В более поздних работах З. Фрейд использовал понятие Либидо как синоним влечения к жизни (Эроса). Согласно Фрейду, определенная часть Либидо в результате выбора объекта (то есть выбора партнера по любви и дружбе) направляется на этот объект или объекты («объект-либидо»), другая же часть — на собственное «Я» («Я»-либидо).

Лидер – приоритет человека в межличностных и групповых отношениях.

Лидерство – признание группой преимущественных приоритетов главенства за одним из её членов с принятием им решения в определённых ситуациях.

Лимбическая система – совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.

Личность – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Личностный конструкт (от лат. constructio – построение), – оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Личностный конструкт троится прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими объектами. Автор термина – Дж. Келли.

Ложь – феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; ложь чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже – полностью замалчивать.

Локомоция (от лат. locus – место и motio – движение), – движение животных и человека, обеспечивающее активное перемещение в пространстве; важнейшее приспособление к обитанию в разнообразных условиях среды (плавание, летание, ходьба). Кроме значения передвижения, этот термин в теории К. Левина означает движение человека в психологической среде.

Локус – местоположение, расположение, область.

Локус контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстремальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям, усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Лонгитюдное (от англ. longitude – длительность) исследование – долгое, длительное, и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод "продольных срезов") складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний, или уровней, развития (методам "поперечных срезов"). Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами.

Любовь, – 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т.д.).; 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряжённости и устойчивости.

Маккиавеллизм (по имени итальянского деятеля и мыслителя Николо Маккиавелли, 1469-1527), – широко используемое понятие для обозначения социально-политической доктрины и способов осуществления политики, не останавливающихся ни перед чем ради достижения поставленных целей. В психологии используется для обозначения моделей поведения, включающих манипуляцию другими посредством коварства, хитрости, обмана с целью осуществления контроля над другими и достижения власти.

Меланхолик (от греч. (melanos) – черный, chole – желчь)), – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. И.П. Павлов считал, что у представителей меланхолического темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения.

Ментальный – относящийся к уму, к умственной деятельности. Ментальные способности.

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение), – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др.

Мнемические (англ. mneme) способности. Мнемические способности понимаются как органические основы процессов памяти, функционально сближающие явления памяти, наследственности и пластичности органической материи. «Мнема» (термин Л.С. Выготского) выступает в качестве сложных структурных изменений в нервных клетках, связывающихся с ростом протоплазматических нервных отростков, с изменениями в синаптических окончаниях, в свойствах клеточных мембран и в составе рибонуклеиновых кислот (РНК). «Мнема» по Л.С. Выготскому понимается как т.н. натуральная мнемическая функция (буквально – способность запоминать). Выделяются т.н. мнемические приёмы – приёмы запоминания.

Модальность – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).

Монадическая система – отношения между индивидом и его индифферентным объектом, которые могут быть хорошо описаны в терминах одной персоны, тогда как, например, диадические отношения рассматриваются как отношения между сотрудничающими партнерами (матерью и ребёнком) и принадлежат к психологии двух персон.

Монозиготные близнецы – два и более ребенка, рож


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: