Тема занятия: Физиологические свойства сердечной мышцы. Одиночный цикл деятельности сердца

Занятие 1

Цель занятия: Изучить свойства сердца, сердечный цикл, познакомиться с методом аускультации.

Для достижения поставленной цели необходимо:

Повторить:

1. Анатомию и гистологию сердца.

2. Физиологию возбудимых тканей, понятия «гетерогенная» и «гомогенная» возбу­димые системы, механизмы электромеханического сопряжения в скелетной мышце.

3. Биофизические основы клинико-физиологических методов исследования сердца.

Изучить литературу:

Основную:

1. Физиология человека: Учебник./Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000.– Т. 1. – С. 326-349

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 239-257.

3. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989, С. 75-78.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 33-37, 41-48, 174-176, 143-153.

Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. - С. 246 - 262.

2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир,1996, 2000. – Т. 2. – С. 454-462, 466-497.

В результате подготовки к занятию необходимо:

Знать:

1. Функции сердца, общую характеристику свойств миокарда.

2. Структуру и функции проводящей системы сердца. Понятия: «автоматия», «градиент автоматии». Фазы и ионные механизмы формирования потенциала действия в клетках водителя ритма.

3. Особенности распространения и скорости проведения возбуждения в сердце.

4. Фазы и ионные механизмы формирования потенциала действия рабочих кардиомиоцитов желудочков сердца.

5. Временные соотношения фаз потенциала действия рабочих кардиомиоцитов желудочков сердца, фаз возбудимости, систолы и диастолы сердца. Механизм электромеханического сопряжения в клетках рабочего миокарда.

6. Факторы, влияющие на сократимость миокарда.

7. Определение понятия «экстрасистола», физиологические механизмы формирования экстрасистол.

8. Определение понятий: «сердечный цикл», «длительность сердечного цикла». Периоды и фазы сердечного цикла, динамику изменений давления и объёма крови в полостях сердца во время сер­дечного цикла.

9. Роль клапанного аппарата в создании давления и обеспечении однонаправленного движения крови. Методы аускультации и фонокардиографии, характеристику и происхождение то­нов сердца, места наилучшего прослушивания I и II тонов сердца.

10. Определение понятий систолический объем крови, конечный систолический объем крови, ко­нечный диастолический объем крови, факторы их определяющие.

Уметь: 1. Излагать устно теоретические вопросы темы.

2. Объяснять значение опытов Станниуса для исследования градиента автоматии в сердце.

3. Рисовать схему проводящей системы сердца и обозначать её отделы.

4. Рисовать графики потенциалов действия кардиомиоцитов синоатриального узла и рабочих клеток сердца; объяснять временные соотношения потенциала действия, фаз возбудимости, механокардиограммы сердца.

5. Прослушивать I и II тоны сердца, объяснять происхождение тонов, давать им характеристику.

6. Определять длительность сердечного цикла по пульсу в покое и после физической нагрузки.

7. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач, тестовых заданий, объяснении результатов исследований.

Организация самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: