Инфаркт миокарда

I. Тема и её актуальность: «ИБС. Инфаркт миокарда». ИБС. Инфаркт миокарда (ИМ) - острое заболевание, обусловленное возникновением одного или нескольких очагов ишемического некроза в сердечной мышце в связи с абсолютной или относительной недостаточностью коронарного кровотока.

По данным крупных популяционных исследований в течение 1 месяца от начала заболевания летальность среди больных инфарктом миокарда остается высокой. Значительная распространенность ИМ, тяжелые осложнения, приводящие к стойкой потере трудоспособности и высокая летальность определяют актуальность темы.

II. Учебные цели: овладение практическими умениями и навыками диагностики, оказания неотложной помощи, лечения и профилактики инфаркта миокарда.

Для формированияпрофессиональных компетенций студент должен знать:

· современную этиологию и патогенез ИМ;

· классификацию ИМ;

· клинику ИМ при типичном ангинозном и атипичных вариантах болезни (астматический, гастралгический, аритмический, церебральный, с атипической локализацией боли, бессимптомный);

· ЭКГ признаки ИМ в зависимости от глубины и распространенности поражения сердечной мышцы (крупноочаговый, трансмуральный, мелкоочаговый), от локализации (передний, заднедиафрагмальный, межжелудочковой перегородки), от стадии процесса (острая, подострая, рубцевания);

· осложнения ИМ в остром, подостром периодах, стадии рубцевания;

· принципы лечения, реанимационные мероприятия и неотложную помощь в остром периоде;

· методы реабилитации больных;

· санаторно-курортное лечение, ЛФК;

· прогноз;

· критерии временной нетрудоспособности.

Для формирования профессиональных компетенций студенты должны уметь:

· определить факторы риска и патогенетические звенья ИМ;

· выявить клинические признаки и варианты ИМ;

· назначить лабораторные и электрокардиографические методы исследования, интерпретировать их результаты;

· распознать ИМ на ЭКГ;

· сформулировать клинический диагноз;

· своевременно распознать осложнения ИМ в остром, подостром и постинфарктном периодах;

· назначить адекватное лечение в остром периоде;

а) купирование болевого синдрома;

б) антикоагулянтная и фибринолитическая терапия;

в) профилактика и купирование нарушений ритма сердца;

г) лечение осложнений (кардиогенный шок, отек легких, тромбоэмболические осложнения и др.)

· оказать неотложную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах при ангинозном статусе, внезапной смерти, кардиогенном шоке, острой сердечной недостаточности;

· назначить адекватную терапию в подостром и постинфарктном периодах;

· определить показания и противопоказания для санаторно-реабилитационного лечения;

· определить меры профилактики.

III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

III.1. Исходные базисные знания и умения:

Дисциплины Содержание знаний
Анатомия Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Строение сердечной стенки.
Патанатомия: Патоморфологические проявления ишемии миокарда.
Патофизиология Регуляция коронарного кровоснабжения в норме.
Пропедевтика внутренних болезней Методы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики ишемического повреждения миокарда левого желудочка. Методика измерения артериального давления.
Фармакология Фармакологическое действие основных групп препаратов для лечения инфаркта миокарда. Умение выписать рецепты.

III.2. Вопросы для самоподготовки:

Вопросы для самоподготовки Письменные задания
1. Этиология и патогенез ИМ. 1. Нарисовать схему патогенеза инфаркта миокарда.
2. Классификация. 2. Написать классификацию ИМ по распространенности, локализации, характеру течения, периодам.
3. Клиническая картина. 3. Перечислить типичную и атипичную формы начала болезни.
4. Осложнения. 4. Назвать осложнения ИМ, возникающие в остром, подостром и постинфарктном периодах.
5. Лабораторные и инструментальные методы диагностики. 5. Нарисовать ЭКГ при крупноочаговом и мелкоочаговом ИМ.
6. Дифференциальный диагноз. 6. Перечислить проявления резорбционно-некротического синдрома при ИМ.
7. Лечение. 7. Составить таблицу дифференциальной диагностики ИМ с другими формами ИБС (стенокардией, кардиосклерозом).
8. Реабилитация. Санаторно-курортное лечение. ЛФК.   8. Написать мероприятия неотложной терапии ИМ: а) купирование болевого синдрома; б) антикоагулянтная и фибринолитическая терапия; в) купирование различных нарушений ритма сердца; г) лечение кардиогенного шока; д) лечение отека легких; е) реанимационные – при внезапной смерти.
9. Профилактика. 9. Назвать показания для санаторно-курортного лечения. Перечислить курорты.
10. Написать в виде рецептов препараты для лечения ИМ: нитроглицерин, итронг, сустак- митте, -форте, нитрогранулонг, перлинганит, изосорбид динитрат (изокет, кардикет, нитросорбит, кардиогард), изосорбит – 5 мононитрат (моночинкве), мононитрат, лидокаин, допамин,стрептокиназа, стрептодеказа, урокиназа, тканевой активатор плазминогена, гепарин, фраксипарин, панангин, атенолол, нерабол, ретаболил.

IV. Вид занятия - практическое занятие.

V. Продолжительность - 4 академических часа.

VI. Оснащение:

VI.1. Дидактический материал (видеофильмы, деловые игры, таблицы, схемы, наборы пленок ЭКГ, ФКГ, ВЭМ, ЭХО КГ, анализов крови, учебно–методическое пособие к практическим занятиям по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней», тренинговая компьютерная программа «Диагностика внутренних болезней», мультимедийный атлас, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», наборы контролирующих тестов по теме, ситуационных задач.)

VI.2. ТСО (компьютеры, мультимедийный проектор).

VII. Содержание занятий

VII.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме ИМ).

Ниже даны образцы типовых тестовых заданий по теме занятия с описанием их решения и эталонами ответов. Весь набор тестов приводится в приложении к методическому пособию.

Тесты I типа (выберите один наиболее правильный ответ).

У больного 56 лет через 1 час после окончания приступа загрудинных болей (выраженных и продолжительных) на ЭКГ выявлены глубокие отрицательные зубцы Т в отведениях V1-V3. О какой патологии можно думать?

А. Мелкоочаговый инфаркт миокарда.

Б. Затянувшийся приступ стенокардии.

В. Острая ишемическая дистрофия миокарда.

Г. Крупноочаговый инфаркт миокарда

Эталон ответа: А

Тесты II типа (для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквой, один и тот же ответ может быть использован один раз, два раза или не использован ни разу.

Определите клинические признаки, характерные для различных вариантов ИМ:

1. ИМ начинается с обморока или преходящего нарушения мозгового кровообращения. Боли за грудиной появляются позже или отсутствуют. 2. ИМ начинается с различных нарушений ритма - частой экстрасистолии, приступов мерцательной тахиаритмии, болевой синдром выражен незначительно. 3. Заболевание протекает по типу сердечной астмы или отёка лёгких. Чаще встречается у больных пожилого и старческого возраста. Болей в сердце может не быть. 4. Начало заболевания связано с болями в верхней части живота, тошнотой, рвотой, метеоризмом. Выражено напряжение брюшной стенки, болезненность её. Боли за грудиной возможны. 5. Боли локализуются в правой половине грудной клетки, спине, позвоночнике. Боли за грудиной и в области сердца отсутствуют. А. Болевой, с необычной локализацией болей. Б. Астматический. В. Абдоминальный Г. Аритмический. Д. Цереброваскулярный.  

Эталон ответа: 1Д, 2Г, 3Б, 4В, 5А

Тесты III типа (выберите один или несколько правильных ответов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: