I. Тема и ее актуальность: Нарушениями ритма сердца и проводимости называют как изменения нормальной скорости или очерёдности сокращений сердца, так и нарушения временных соотношений деятельности его камер. Они могут возникнуть при изменении основных функций сердца – автоматизма, возбудимости, проводимости. Основными процессами, лежащими в основе нарушений ритма, являются нарушения образования импульса, т. е. те или иные нарушения функции автоматизма и нарушение проводимости, а также их сочетание. Возникающие в результате различных патологических процессов в сердце (органические изменения, воспалительные нарушения, нарушения биохимизма сердечной мышцы, изменённая вегетативно-эндокринная стимуляция сердца, особенности проводящей системы и др.), аритмии значительно осложняют течение основного заболевания (инфаркт миокарда, пороки сердца и т.д.), или выступают в качестве самостоятельной патологии (аритмический вариант ИБС). Диагностика аритмий и своевременное начало антиаритмической терапии являются довольно сложной задачей и в значительной мере определяют прогноз заболевания, что определяет актуальность данной темы.
|
|
II. Учебные цели: приобретение студентами врачебных навыков по диагностике нарушений ритма и проводимости сердца, овладение методами рациональной и эффективной терапии и профилактики этой патологии.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
· провести физикальное обследование больного с сердечно-сосудистой патологией (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию);
· сформулировать диагноз по клинической классификации аритмий;
· назначить дополнительные методы исследования для верификации диагноза и дать правильную интерпретацию ЭКГ, данных холтеровского мониторирования, ЧПС и других диагностических методов;
· провести дифференциальный диагноз различных видов нарушений ритма и проводимости между собой;
· своевременно диагностировать угрожающие жизни нарушения ритма, знать методы их купирования, оказание помощи при осложнениях аритмий;
· назначить схему антиаритмической терапии с учётом основных классов препаратов;
· провести экспертизу трудоспособности больного с нарушением ритма и проводимости.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
· этиологию и патогенез нарушений ритма и проводимости;
· клиническую классификацию нарушений ритма и проводимости;
· клинические симптомы различных видов аритмий, блокад;
· электрокардиографические изменения, которые могут выявляться при мерцании, трепетании предсердий, экстрасистолии, пароксизмальной тахикардии, атриовентрикулярной блокаде различных степеней;
· осложнения аритмий (фибрилляция, асистолия, приступы Морганьи – Эдема – Стокса, тромбоэмболические осложнения др.);
· принципы лечения и профилактикиаритмий;
· неотложные и реанимационные мероприятия при острой сердечной недостаточности, ТЭЛА, угрожающих аритмиях;
· критерии временной нетрудоспособности.