III.1. Исходные базисные знания и умения:
Дисциплина | Содержание знаний |
Нормальная анатомия | Анатомические особенности строения проводящей систем сердца. Основные и дополнительные пути проведения импульсов. |
Нормальная физиология | Функции автоматизма и проводимости. Понятие о трансмембранном потенциале действия. Потенциал покоя. |
Патофизиология | Понятие об основных механизмах нарушения ритма и проводимости. Нарушения образования импульса. Механизм дополнительного входа волны возбуждения. Понятие о триггерной активности. |
Патанатомия | Патологоанатомическая картина при атеросклеротическом и постинфарктном кардиосклерозе, кардиомиопатиях, миокардитах, ревматизме. |
Пропедевтика внутренних болезней | Семиотика заболеваний органов кровообращения. Методы физикального и инструментального исследования больных с патологией сердца. Умения: провести осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию сердца и сосудов, выслушать нарушения ритма – мерцательную аритмию, экстрасистолию, предположить наличие полной AV – блокады, определить дефицит пульса, измерить АД, выявить признаки сердечной недостаточности, интерпретировать данные дополнительных исследований. |
Фармакология | Механизм действия основных классов антиаритмических препаратов. Уметь выписать рецепты на мембраностабилизирующие, β–адреноблокаторы, блокаторы медленных кальциевых каналов, препараты, увеличивающие продолжительность потенциала действия. |
III.2. Вопросы для самоподготовки:
№ | Вопросы для самоподготовки | Письменные задания |
1. | Этиология и патогенез. | Нарисовать схему развития нарушений ритма и проводимости. |
2. | Классификация. | Написать классификацию аритмий |
3. | Клиническая картина. | Нарисовать ЭКГ больного с основными формами нарушений ритма – мерцательной аритмией, экстрасистолией, предсердной тахикардией, AV-блокадой. |
4. | Дифференциальный диагноз. | Нарисовать ЭКГ больного с миокардитом, ИМ, осложнённым нарушением ритма и проводимости. |
5. | Лечение. | Написать в виде рецептов, антиаритмические препараты – хинидин, лидокаин, верапамил, кордарон, новокаинамид, атенолол, эгилок, анаприлин, соталекс, дилтиазем, панангин, аспаркам, дигоксин. |
6. | Санаторно-курортное лечение. | Напишите показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения больных с нарушениями ритма сердца. |
IV. Вид занятия – практическое занятие
V. Продолжительность – 4 академических часа
VI. Оснащение: таблицы, схемы, наборы ЭКГ, заключений ЭХО–КГ, методические указания для самостоятельной работы студентов по данной теме, учебно–методическое пособие к практическим занятиям по данной теме, учебное пособие «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней», тренинговая компьютерная программа «Диагностика внутренних болезней», мультимедийный атлас, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», наборы контролирующих тестов по теме, ситуационных задач.
VII. Cодержание занятия: