I. Тема и ее актуальность: Симптоматическая артериальная гипертензия (САГ) – один из симптомов определенных заболеваний. Среди всех причин повышения АД симптоматические АГ по данным разных авторов составляют от 5 до 20%. Более полное раскрытие патогенеза, улучшение диагностики, открытие новых форм симптоматических АГ обуславливает рост их доли в числе причин гипертензий, что наряду со сложностью дифференциальной диагностики этих состояний с гипертонической болезнью (эссенциальной, первичной гипертензией) делает изучение этой проблемы все более актуальной.
II. Учебные цели: овладение врачебными умениями и навыками диагностики, лечения и профилактики САГ.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
· собрать анамнез у больного с САГ;
· провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
· сформулировать диагноз согласно Международной классификации болезней Х пересмотра;
· назначить дополнительные методы исследования и дать оценку их результатам;
|
|
· провести дифференциальный диагноз заболеваний почек (диффузный гломерулонефрит, хронический пиелонефрит, интерстициальный нефрит, системные васкулиты, амилоидоз, диабетический гломерулосклероз, атеросклероз, тромбоз и эмболия почечных артерий, пиелонефрит на фоне мочекаменной болезни, опухоли, туберкулез почек, гипоплазия, дистопия, гидронефроз, поликистоз почек), эндокринных заболеваний (феохромоцитома, альдостерома, кортикостерома, болезнь и синдром Иценко – Кушинга, акромегалия, диффузный токсический зоб), заболеваний сердца, аорты и крупных сосудов (пороки сердца приобретенные и врожденные, заболевания сердца, сопровождающиеся застойной сердечной недостаточностью и полной атриовентрикулярной блокадой, поражения аорты врожденные и приобретенные), заболевания ЦНС (опухоль мозга, энцефалит, травмы, очаговые ишемические поражения и др.) приводящих к развитию САГ.
· своевременно выявить осложнения (гипертензивные кризы) и оказать неотложную помощь;
· назначить адекватную консервативную терапию;
· определить меры профилактики;
· назначить санаторно-курортное лечение;
· провести экспертизу трудоспособности больного.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
· современную этиологию и патогенез развития САГ;
· классификацию САГ по Международной классификации болезней Х пересмотра;
· клинические симптомы, обусловленные повышением артериального давления и основным заболеванием при патологиях почек, эндокринной системы, сердца, аорты, крупных сосудов и ЦНС;
· показатели дополнительных методов исследования (лабораторных и инструментальных);
· осложнения (гипертензивные кризы при феохромоцитоме);
· принципы консервативной терапии;
· неотложные мероприятия при гипертензивном кризе у больного с феохромоцитомой;
· критерии временной нетрудоспособности.