Публичные выступления

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования?

В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика, охватывающая следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Однако, его непрерывная история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено общественными потребностями. Всем известны такие имена как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель.

У истоков римского красноречия стояли Катон Старший, Марк Антоний, братья Гракхи, Марк Фабий Квинтилиан и многие другие.

Не только теоретиком, но и блестящим оратором, выдающейся личностью был Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Именно ему принадлежит крылатое выражение: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». В своих знаменитых трактатах «Об ораторе», «Оратор» он рисует идеальный образ оратора и особое внимание обращает на глубину содержания публичной речи.

В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие, а церковная проповедь – самой распространенной формой устного массового общения. На первый план выступают красивость, напыщенность речи. Главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее умение - это завладеть чувствами и сознанием людей.

Европейские писатели и мыслители Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон и др. в своих произведениях оставили много тонких советов и точных рекомендаций ораторам. Как и в античных риториках, серьезное внимание они уделяли технике речи, манерам, жестикуляции.

Например, Л. да Винчи писал: «Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями».

Если обратиться к российской истории, то, прежде всего, следует выделить личность М. В. Ломоносова (1711-1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде «Краткое руководство к красноречию» он писал: «Красноречие - это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению».

М. Ломоносов приводил много советов, полезных наблюдений, которые, спустя века, не утратили своей актуальности и успешно используются сегодня.

Итак, что же следует знать об искусстве публичного выступления современному деловому человеку?

Подготовка к выступлению. Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями.

Чрезвычайно заманчиво было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так. Почему?

Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.

В качестве причин возникновения скованности и страха перед публичным выступлением специалисты чаще всего называют:

· чрезмерное погружение в собственные переживания;

· недооценка собственных возможностей;

· недостаток практического опыта или воспоминание о неудачном выступлении (провале);

· недостаточная подготовленность оратора к выступлению.

На последней причине стоит остановиться особо.

Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке».

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело. Она включает в себя:

· выбор и обоснование темы;

· определение цели;

· сбор, анализ и обобщение материала;

· составление плана и кратких тезисов;

· сбор информации о слушателях.

Один известный государственный деятель на вопрос о том, сколько времени ему потребуется на подготовку к выступле­нию по телевидению, ответил: "Если я должен говорить де­сять минут, то на подготовку мне потребуется неделя. Если в моем распоряжении будет один час, то мне нужно два дня. Если же время моего выступления не ограничено, тогда я могу начать хоть сейчас".

На самом деле опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 минут предварительной подготовки.

Начало выступления. И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь! Следуйте таким предписаниям:

- не начинайте выступление, не дойдя до своего рабочего места

- выдержите небольшую паузу (не более 5-6 секунд

- удобно расположите на трибуне свои записи (

- «пристройте» свои руки так, чтобы они вам не мешали

- осмотрите присутствующих, установив с ними визуальный контакт;

-- и можете начинать говорить!

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет... тогда ему лучше вообще не брать слово.

Так, Гораций, знаменитый римский поэт, мудро заметил: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину".

После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. «Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?» - думают присутствующие.

Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крючков» выступлений, существует множество.

По мнению А.Ф. Кони, это может быть: «... что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п.»

Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы, но это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое вступление, то как к нему будут относиться слушатели? «Это уж последнее дело - объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать», — утверждал один юморист.

Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Аристотель в "Риторике", как бы предвидя современные споры, писал: "Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием ".

Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Как завоевать и удержать внимание аудитории? С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.

Именно поэтому встает проблема "образа оратора". Мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, с множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало более простым и деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, с соблюдением дистанции. Если слушатели неизвестны, то обращение должно быть почтительным, но не раболепным и чтобы его правильно употребить, нужны некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей. Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Некоторые ораторы, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для них или же я ломлюсь в открытую дверь?

В качестве условий поддержания внимания к выступлению традиционно выделяют:

· содержательность выступления новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, интересные идеи, анализ проблемы;

· доступность информации – изложение материала с учетомкультурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта. Помните: многие люди слышат только то, что хотят услышать;

· сопереживание и доверительность – они возникают, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории, связывая предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями;

· непринужденная манера изложения – она проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голос оратора.

Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной.Ведь когда вы выступаете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Лучше всего, когда поза и жесты при выступлении спокойные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, но помните:

1. около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности;

2. локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;

3. жестикулируйте обеими руками. Самое трудноеначать пользоваться жестами.

· убежденность и эмоциональность оратора, которые не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

· паузы – именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

В качестве особых приемов, позволяющих не только удержать внимание слушателей во время выступления, но и донести до них основную идею, специалисты по ораторскому искусству называют следующие:

- драматизация речи – эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий;

- повтор - многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное во фразе.

Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор («никто, абсолютно никто не имеет на это права!»); частичный повтор («я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расширенный повтор.

Например, Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: «Все ненавидят тебя, Пизо». Он продолжил далее, детализируя: «Сенат ненавидит тебя..., римские всадники не выносят твоего вида..., римский народ желает твоей гибели..., вся Италия проклинает тебя...».

Приведем еще один пример расширенного повтора:

«Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение».

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая - усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился;

- цитирование – ссылки на авторитеты, которые украшают речь, если цитатами не злоупотребляют;

- противопоставление – должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: «Хрущев крикнул американцам: «Ваши внуки будут коммунистами!» Мы на это отвечаем: «Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!»

- намек – эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание.

Например: «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...», «Вы уже знаете, к чему я клоню».

- провокация – заявление, вызывающее несогласие аудитории (а следовательно, привлекающее ее внимание), а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам;

- юмор – классический прием, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Прибегая к шутке, не следует забывать слова Д. И. Писарева: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство».

Все перечисленные здесь приемы взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей и подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется.

Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно встраивать эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, и выразительно способны передать самый сложный смысл: «Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал», «Если сердце черное, то и золотой язык не поможет», «Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях» и т. д..

Как закончить выступление. Вы выступили с речью. Представили свою точку зрения, подкрепив ее необходимой информацией. Слушатели вас поняли, приняли вашу позицию. Но на этом нельзя считать вашу задачу выполненной. Удавшимся можно считать лишь то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, как использовать полученную информацию. Должен быть результат вашего выступления.

Речь, лишенная конкретного результата - время, проведенное впустую. Чтобы избежать этого, речь должна иметь завершение.

1. Обязательно резюмируйте, кратко повторите в заключение суть изложенного, напомните слушателям основные положения вашего выступления.

Как говорил один ирландский политический деятель: "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рассказали".

2. Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

Если выступление подходит к концу, и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости» - писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное и если заключения нет - суть выступления ускользает от слушателей.

3. Объясните слушателям, как пользоваться полученной информацией, и призовите их к конкретным действиям.

4. Если это уместно, постарайтесь сделать концовку вы­ступления юмористической ("Когда вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися", - советует Д. Карнеги).

5. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

6. Завершите выступление искренним комплиментом аудитории, благодарностью за внимание и выражением надежды на взаимопонимание.

И остался еще один очень важный момент. Необходимо ответить на вопросы слушателей. Это серьезное испытание, которoе иногда может свести на нет даже самое успешное выступление. Как отмечал А.И. Герцен: «...пустые ответы убивают справедливые вопросы и отводят ум от дела».

Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируй его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить для всех.

Уточняющие вопросы всегда приятны.

На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!»

Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.

Следует помнить, что существуют "невинные" вопросы, которые обычно возникают после того, как оратор ответил уже на все вопросы. Обычно это вопрос, цель которого - ввести выступающего в замешательство и заставить его сделать заявление, которое ему делать не следует. На такие вопросы обычно отвечают: "Извините, но я не уполномочен делать подобных заявлений" или "На этот вопрос я сейчас ответить не могу, отвечу в следующий раз" и т.д.

Искусство отвечать на вопросы совершенствуется от выступления к выступлению. И очень важен объективный самоанализ каждого выступления. Это определенные шаги к оттачиванию мастерства.

И помните: не стоит выступать «по бумажке»! Зачитывая текст, выступающий надеется донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако,когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление и запомнится слушателям надолго.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что способствует установлению контакта со слушателем?

2. Какую роль играют вопросы слушателей?

3. Почему предпочтительнее отвечать на вопросы слушателей кратно?

4. Цицерон обратил внимание на то, что во все времена в государстве гораздо меньше хороших ораторов, чем известных военачальников или ученых. Справедливо ли это утверждение для нашего времени? Чем вы это можете объяснить?

5. Как удержать внимание слушателей? А если они возбуждены после выступления предыдущего оратора, как завладеть их вниманием?

6. Выступите среди коллег с каким-либо сообщением. Следите за реакцией слушателей, управляйте их вниманием. Какое впечатление на них произвело ваше выступление? Что следует учесть в будущем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: