Задание 2

Морфологический разбор слов прострелена и выстрел.

Тексты с заданиями,
аналогичными экзаменационным

I

 
 

(1) Настоящая жизнь большая и сложная, и человеку никогда не удается узнать ее целиком и во всем разнообразии. (2) Да многое он и не может увидеть и пережить. (3) Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в тысяча восемьсот четырнадцатом году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. (4) Или беседовать с Гоголем о бессмертных «Мертвых душах». (5) Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. (6) Или смотреть с палубы теплохода «Керчь» на Тихий океан, усеянный звездами. (7) Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. (8) А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. (9) И вот воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. (10) Воображение заполняет пустоты человеческой жизни.

(11) Тут вы, конечно, забудете о своем собеседнике и начнете говорить вещи для него непонятные.

(12) Кто может провести резкую границу между воображением и мыслью? (13) Ее нет, этой границы.

(14) Воображение создало закон притяжения, бином Ньютона, печальную повесть о Тристане и Изольде, расщепление атома, здание Адмиралтейства в Ленинграде, «Золотую осень» Левитана, «Марсельезу», радио, электрический свет, принца Гамлета, теорию относительности и фильм «Бемби».

(15) Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как бесплодно и воображение, оторванное от действительности.

(По К.Паустовскому)

1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?

1) 1;

2) 8;

3) 9;

4) 15.

2. Какой(ие) тип(ы) речи в основном представлен(ы) в тексте?

1) Описание;

2) рассуждение;

3) повествование;

4) повествование и описание.

3. Выберите верный вариант лексического значения слова акрополь.

1) Возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость.

2) Памятник древнеримской архитектуры, служил для гладиаторских боев и других зрелищ.

3) Монументальное погребальное сооружение.

4) Буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

4. Из текста выпишите причастия.

5. Найдите в тексте предложения с вводными словами. Напишите их номера.

6. Среди предложений 1–10 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.

7. Среди предложений 7–15 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

8. Среди предложений 11–14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите его номер.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Автор рассуждает о воображении и действительности. Первая часть текста посвящена действительности. Многообразие жизни передано путем перечисления событий, при этом автор использует, помимо однородных членов, сразу два синтаксических средства – ____________, – при построении соседних предложений. Конкретизировать действительность автору помогает использование ____________.

Во второй части текста автор предлагает нам порассуждать о воображении. Сравнивая воображение и мысль, автор задает ___________ ____________. Этим приемом автор убеждает читателя разделить с ним его мнение о роли воображения, с помощью которого создано много великого. Перечисляя создания человеческого воображения в рамках одного предложения, автор употребляет ____________.

Это придает высказыванию полноту, насыщенность. Последнее предложение содержит ____________, подводящее итог рассуждениям автора.

Список терминов:

1) парцелляция;

2) параллелизм;

3) имена собственные;

4) метафора;

5) риторический вопрос;

6) антитеза;

7) восклицательные предложения;

8) однородные члены;

9) сравнения.

 
 

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания и читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 4);

2. 2);

3. 1);

4. усеянный, оторванное;

5. 3), 11);

6. 6);

7. 9);

8. 13);

9. 2), 1), 3), 5), 8), 9).

II

(1) День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью.

(2) Воздух свеж, по-осеннему пахуч и прозрачен до того, что видишь клюв галки, которая сидит на колокольне, выделяющейся среди крыш_. (3) Выходишь на улицу, и щеки покрываются здоровым, широким румянцем, который похож на хорошее крымское яблоко.

(4) Луч света, греющий, ласкающий, бил в окна Приклонским. (5) Все сплошь было залито этим светом. (6) Казалось, что он пробивает брешь во мраке и неприятности самой жизни.

(7) Кому не известны фальшь и ненормальность состояния во время болезни? (8) Как приятно брать реванш_ у жизни за дни, когда чувствуешь свою немощь, мучишься, еле дышишь, на душе одиноко и пустынно.

(9) Маруся и Егорушка глядели в окно и праздновали свое выздоровление. (10) Как им было хорошо! (11) Выздоравливая, в особенности если ты молод, бываешь очень счастлив. (12) Ты чувствуешь и понимаешь здоровье, чего не постичь обыкновенному здоровому человеку.

(13) Когда удается превозмочь болезнь, когда ты снова могуч и полон сил, уже невтерпеж сидеть дома и хочется распахнуть окна настежь, вскачь пуститься по улице, искать встреч со знакомыми, которых не видел так давно, – одним словом, жить. (14) Ты дышишь полной грудью, тебя радует и удивляет любая мелочь. (15) Каждый выздоравливающий похож на ребенка.

(По А.Чехову)

1. Какова основная мысль, выраженная в тексте?

1) Солнечный свет способен рассеять неприятности, помогает справиться с болезнью.

2) Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.

3) Человек сам должен превозмочь болезнь, найти в себе силы жить.

4) Когда человек болен, его ничего не радует.

2. Определите стиль речи.

1) Разговорный;

2) публицистический;

3) художественный;

4) научный.

3. Определите лексическое значение слова реванш (предложение 8).

1) Награда, присужденная победителю;

2) успешное начинание;

3) первенство;

4) отплата, возмездие за поражение.

4. Из предложений 9–15 выпишите деепричастие.

5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение с однородными определениями. Напишите его номер.

6. Среди предложений 9–15 найдите предложение с вводными словами. Напишите его номер.

7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

8. Укажите средства связи между 4-м и 5-м предложениями.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Автор рассуждает о выздоровлении. В первой части текста, описывая хорошую погоду, автор использует ____________. А говоря о здоровом румянце (в предложении 3), ____________. Предложение 7 – это ____________. Характеризуя состояние выздоравливающих детей, автор употребляет ____________.

В предложении 13, описывая радость выздоровления и перечисляя возможности, которые дает здоровье, автор употребляет ____________.

Список терминов:

1) гипербола;

2) эпитеты;

3) сравнение;

4) риторическое обращение;

5) олицетворение;

6) риторический вопрос;

7) восклицательное предложение;

8) однородные члены;

9) многосоюзие.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 2);

2. 3);

3. 4);

4. выздоравливая;

5. 4);

6. 13);

7. 1), 2), 3);

8. лексический повтор и указательное местоимение;

9. 2), 3), 6), 7), 8);

10. Основная проблема:

– Проблема тяжести болезни и радости выздоровления.

Авторская позиция:

– Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.

ФИЛИ

(1) Маленькая деревня Фили у самой Москвы. (2) Крестьянская изба. (3) Дубовый стол. (4) Дубовые лавки. (5) Образа в углу. (6) Свисает лампада.

(7) В избе за столом собрались русские генералы. (8) Идет военный совет. (9) Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы?

(10) Легко сказать – оставить Москву. (11) Слова такие – ножом по русскому сердцу. (12) За битву стоят генералы.

(13) Нелегкий час в жизни Кутузова. (14) Он только что произведен в чин. (15) За Бородинское сражение Кутузов удостоен звания фельдмаршала. (16) Ему как старшему, как главнокомандующему, как фельдмаршалу – главное слово: да или нет?

(17) У Бородина не осилили русских французы. (18) Но ведь и русские не осилили. (19) Словом, ничейный бой. (20) Бой хоть ничейный, да как смотреть. (21) Наполеон впервые не разбил армию противника. (22) Русские первыми в мире не уступили Наполеону. (23) Вот почему для русских это победа. (24) Для французов и Наполеона победы нет.

(25) Рвутся в новый бой генералы. (26) Солдаты за новый бой. (27) Что же решить Кутузову?

(28) Сед, умудрен в военных делах Кутузов. (29) Знает он, что на подмогу к Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. (30) Хоть и изранен француз, да не убит. (31) По-прежнему больше сил у противника.

(32) Новый бой – окончательный бой. (33) Ой как много военного риска! (34) Тут мерь перемерь, потом только режь. (35) В армии главная ценность. (36) Главное – войско сберечь. (37) Будет армия цела – будет время разбить врага.

(38) Все ждут, что скажет Кутузов.

(39) Поднялся фельдмаршал с дубового кресла, глянул на генералов.

(40) Ждут генералы.

(41) Посмотрел Кутузов на образа, на лампаду, глянул в оконце на клок сероватого неба, глянул себе под ноги.

(42) Ждут генералы. (43) Россия ждет.

(44) – С потерей Москвы, – тихо начал Кутузов, – еще не потеряна Россия... (45) Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия.

(46) Кутузов остановился. (47) В оконце стучалась муха. (48) Под грузным телом фельдмаршала скрипнула половица. (49) Послышался чей-то глубокий вздох. (50) Кутузов поднял седую голову. (51) Увидел лицо атамана Платова. (52) Предательская слеза ползла по щеке бывалого воина. (53) Фельдмаршал понял: важны не слова, а приказ. (54) Он закончил быстро и твердо:

(55) – Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю... повелеваю, – вновь повторил Кутузов, – отступление...

(С.Алексеев)

1. Какая мысль осталась за рамками текста?

1) Ответственные решения даются нелегко даже великим людям.

2) Решение оставить Москву французам было верным.

3) Главное на войне – сберечь армию, тогда будет возможность разбить врага в следующей битве.

4) В армии важен приказ. Командир принимает решение, войска подчиняются приказу командира.

2. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в первом абзаце текста (предложения 1– 6)?

1) Описание;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание и повествование.

3. В каком предложении используется фразеологизм?

1) 9;

2) 11;

3) 16;

4) 32.

4. Из предложений 32–42 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

5. Среди предложений 10–24 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 38–45 найдите предложение с однородными членами. Напишите их номера.

7. Среди предложений 28–45 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

8. Среди предложений 25–33 найдите такие, которые соединяются с предыдущими с помощью лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Основная задача автора – показать, как трудно принималось решение оставить Москву.

С целью усилить выразительность речи автор нарушает прямой порядок слов во многих предложениях (например, № 13, 25, 39, 40 и др.). Этот прием называется ____________и служит для усиления смысловой нагрузки членов предложения. В предложении 16 используется ____________. Это стилистическая фигура, состоящая из такого расположения слов, при котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего.

В тексте встречаются безличные, неполные предложения, а в первом абзаце автор использует ____________, которые помогают описать место проведения совета, не нарушив общей системы повествования, не отвлекая внимания от основной идеи рассказа.

Предложение 27 – это ____________, который ставится с целью привлечь внимание к основной проблеме.

В предложении 55 в речи Кутузова используются ____________, которые придают финалу рассказа особую значимость.

Список терминов.

1) Метафора;

2) восклицательное предложение;

3) риторический вопрос;

4) гипербола;

5) аллегория;

6) градация;

7) перифраза;

8) назывные предложения;

9) архаизмы;

10) инверсия.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 2);

2. 1);

3. 2;

4. мерь перемерь, режь;

5. 19;

6. 39, 41;

7. 29, 38;

8. 26, 28;

9. 10. 6, 8. 3. 9.

10. Основные проблемы:

1) Проблема ответственности за принятое решение.

2) Проблема личности в истории.

3) Проблема значимости роли армии в государстве.

Позиция автора:

1) Историческое решение оставить Москву далось Кутузову нелегко. Он взял на себя всю ответственность, сберег армию и выиграл войну. В этом мудрость великого человека, талант опытного полководца.

2) Каждое решение должно быть взвешенным, продуманным, ответственным.

ФРАГМЕНТ
из «Сборника упражнений» к курсу «Исторический комментарий»

1. Известно, что в древнерусском языке до середины X века существовали носовые гласные юс малый (э носовой) и юс большой (о носовой). Носовые звуки утратились, однако память о них осталась. Найдите следы носовых гласных в следующих словах: семя, время; мять, жать, звук.

2. Объясните чередование в корнях следующих слов: взять – взимать, внять – внимать, вынуть – вынимать, занять – занимать, обнять – обнимать. Дополните этот ряд остальными примерами.

3. Объясните появление -ен- в косвенных падежах слов бремя, время. Дополните этот ряд остальными примерами.

4. О каком качестве шипящих согласных и ц говорит орфография древних памятников в следующих словах: мужь, похожю, душя, лечю, отьць?

5. Какое качество шипящих и ц отражает современная орфография в словах: жизнь, ложь, несешь, ночь, цифра? Соответствует ли это современной характеристике звуков?

6. Возможны ли были в древнерусском языке сочетания ги, ки, хи?

7. О чем свидетельствуют чередования звуков [к] – [ч], [г] – [ж], [х] – [ш] в следующих словах: рука – ручка, бег – бежать, тихо – тишина? Приведите аналогичные примеры.

8. Почему в словах ученик – ученица, друг – друзья [к], [г] чередуются с [ц], [з]?

9. Чем обусловлено чередование [д] – [ж] – [жд] в словах типа хожу – хождение?

10. Проанализируйте слова с корнями -рос- – -раст- – -ращ-: росток, растение, выращенный. Почему в них пишется то о, то а?

11. Как отличается произношение древнерусских гласных о, а от современных в словах типа корова, молоко, собака? Как это явление отражается в современном правописании

Развитие навыков критического мышления
при подготовке к ЕГЭ, или
«Звездная болезнь» Колобка

Современные социально-экономические и общественно-политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое мышление позволит им успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что они изучают и делают. В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Один из идеологов этой программы, преподаватель американской литературы профессор Дэвид Клустер (США), который являлся добровольцем РКМЧП в Чехии и Армении, определил 5 особенностей критического мышления.

Во-первых, критическое мышление самостоятельно, поскольку мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, то есть каждый ученик формулирует свои идеи и убеждения, дает свои оценки фактам и событиям, высказывает свое мнение. При этом собственное мнение не обязательно должно быть совершенно оригинальным: критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.

Во-вторых, информация становится отправным пунктом критического мышления и не является его конечной целью. Ведь чтобы дать собственную оценку чему-то, необходимо сначала накопить знания, факты, идеи, теории, гипотезы, связанные с данным вопросом.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов или определения проблем, которые необходимо решить. Конечно, было бы очень неплохо, если бы это многообразие проблем и вопросов ученики могли «разглядеть» самостоятельно, но чаще учеников этому приходится учить. Поэтому при подготовке к занятиям учитель сначала сам определяет круг рассматриваемых проблем, а когда дети готовы к самостоятельной деятельности, помогает им четко их сформулировать.

В-четвертых, любое, даже самое оригинальное, мнение не должно быть голословным, то есть критическое мышление стремится к убедительной и веской аргументации. Здесь уместны и личный или чужой опыт, и литературные реминисценции, и контраргументы, и признание иных точек зрения. «Критически мыслящий человек, – утверждает Д. Клустер, – вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать».

В-пятых, критическое мышление социально. Несомненно, что всякая мысль, идея проверяются и оттачиваются, если ими поделиться с другими. Когда мы обмениваемся мнениями, спорим, обсуждаем, мы уточняем и углубляем собственную позицию или понимаем и признаем её ошибочность. Как сказал один философ, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-либо присутствии».

Все пять особенностей критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, и использоваться могут многие методические приемы, но самым эффективным из них является письменная работа – написание эссе.

Именно написание эссе является одним из заданий ЕГЭ по русскому языку. Смысл этого задания можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо по предложенному авторскому тексту, в письме ценятся самостоятельность, умение понимать проблемы текста, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблем, достаточная аргументация и лаконичность. Но ни для кого не секрет, что это задание является самым сложным этапом работы над заданиями ЕГЭ по русскому языку.

Первые четыре критерия оценки выполнения задания с развернутым ответом (так правильно называется часть «С» ЕГЭ по русскому языку) таковы:

К1 – формулировка проблем исходного текста;

К2 – комментарий к сформулированной проблеме;

К3 – отражение позиции автора исходного текста;

К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

В добавление к этому необходимо соблюсти этические нормы и фактологическую точность. Таким образом, становится очевидным, что при выполнении этого задания ученики должны продемонстрировать умение критически мыслить.

Задача, несомненно, сложная, поэтому учеников необходимо учить тому, чтобы все перечисленные позиции были воплощены в эссе.

Хочется остановиться на первом этапе работы, одном из самых важных при написании эссе: как правильно понять исходный авторский текст? Это непростая задача, тем более для учеников с разным уровнем мышления, интеллектом и подготовкой. Можно предложить ученикам воспользоваться универсальной схемой-вопросником, знакомой многим преподавателям.

1. О чем текст? (Узнаешь тему)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблемы)

3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Увидишь основную проблему)

4. Зачем автор написал текст? (Определишь цель)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Увидишь уместность их и особенности авторского стиля)

7. Как сам автор отвечает на поставленный им вопрос? (Увидишь авторскую позицию)

Эта схема отлично работает для всех видов текстов: и для художественных, и для публицистических. Однако на первый взгляд она кажется скучной и неинтересной. Для того чтобы мотивировать учеников к деятельности, можно предложить отработать эту схему на произведениях, известных всем, например, русской народной сказке «Колобок».

Итак, первый вопрос: о чем текст? Договариваемся сразу, что это будет слово или словосочетание. «О Колобке, о животных, о том, как Колобок ушел из дома, о хитрой Лисе» – первые высказывания не очень оригинальны. В конце концов мы определяем, что текст о путешествии Колобка. Это тема.

Далее второй вопрос. Тут уже была предложена масса вариантов ответов:

– проблема отцов и детей (Колобок ушел от бабушки и дедушки без спроса);

– проблема бездетности (происхождение Колобка);

– проблема зазнайства (Колобок был недоброжелателен по отношению к животным);

– проблема ума (только глупое существо может уйти в неизвестный мир и залезть Лисе на нос);

– проблема наказания за гордость (Лиса съела обнаглевшего Колобка) и т.д.

При работе над третьим вопросом обращаем внимание на то, что в сказке повторяется несколько раз одна и та же ситуация: Колобок встречается с животными, которые хотят его съесть, но он весьма наглым образом от них уходит, очень уверенно и совершенно без страха. Значит, у него завышена самооценка. Это и есть основная проблема текста. Для учеников это всегда является открытием.

Четвертый вопрос. Все бы хорошо, да вот только «пафосного» Колобка в финале сказки съедает Лиса, то есть ни к чему хорошему его самоуверенность не привела. Значит, автор хотел предупредить читателей, что завышенная самооценка ведет к потере бдительности и осторожности, а следовательно, к трагедии. Это и есть цель текста, или его основная мысль.

Отвечая на пятый и шестой вопросы, мы пытаемся разобраться, что же помогло нам понять настроение Колобка и его отношение к себе и окружающим. Конечно, его слова о том, что он «от бабушки ушел и от дедушки ушел». (Кстати, ребята не всегда могут точно воспроизвести слова Колобка, мы это сделали совместными усилиями). Причем это не просто текст, это песенка. Почему же именно песенка? Ответ очевиден: а что же еще может Колобок, если у него нет ни рук, ни ног, ни туловища? Только петь, это единственное, чем он может гордиться.

В процессе подобной работы над сказкой мыслительный процесс у учеников все более активизируется. Никто даже предположить не мог, что в этой знакомой с детства, всем известной сказке, о назначении которой вряд ли кто задумывался, может быть такой глубокий, а главное, современный и актуальный смысл. Поэтому, когда мы подошли к обсуждению седьмого вопроса – определению авторской позиции и авторских аргументов, – вариантов было очень много, и один оригинальнее другого:

«Автор (он же народ – мы это помнили) осуждает подобное поведение Колобка, потому что

– он погиб, никому не принеся пользы;

– он заболел «звездной болезнью», и это привело к трагедии;

– он обидел животных;

– он не такой как все (одна голова) и от этого возгордился;

– он разбил родительские сердца;

– он слишком высоко вознесся над другими» и т.д.

Все эти аргументы нисколько не противоречили авторскому тексту, и в результате ученики очень серьезно и глубоко проанализировали предложенную сказку. Следствием этой работы явилось желание ребят самим разобрать какую-нибудь сказку по данной схеме, то есть ученики заинтересовались методом критического мышления.

Задача оказалась выполненной, деятельность учащихся активизирована, «вызов» брошен. И подобным образом можно отрабатывать все части эссе.

Если перефразировать высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о секрете интересного выступления, то получится замечательная формула успешного эссе: ученику «должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней», авторский текст «должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным».

Надо сказать, что в письменной работе, в частности в написании эссе, наиболее полно реализуется процесс критического мышления как для ученика, так и для учителя. На письме процесс мышления становится как бы «видимым», а следовательно, доступным для того, кто будет эту работу читать и оценивать. Пишущий всегда активен, он мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем багажом знаний, которые у него есть. Он выстраивает аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа, вне зависимости от её вида и жанра, содержит в себе решение некоторой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, письменная работа уже по природе своей носит социальный характер, поскольку пишущий всегда ориентируется на того, кто будет его работу читать. Конечно, для учащихся письмо – самая трудная часть учебного процесса, но оно и самое эффективное средство обучения критическому мышлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: