Существуют три режима движения жидкости – ламинарный, переходный и турбулентный.
При ламинарном режиме частицы жидкости перемещаются по направлению движения без поперечного перемешивания. Это спокойное, упорядоченное течение, при котором отдельные струйки жидкости движутся параллельно друг другу.
Переходный период движения жидкости реализует в себе картину движения как турбулентного у стенок трубы и ламинарного в середине струи жидкости.
При турбулентном режиме частицы жидкости перемещаются по случайным искривленным траекториям, при этом имеют место поперечные пульсации скорости и давления и гораздо большие затраты энергии на перемещение жидкости. Это беспорядочное, хаотическое движение.
Режим движения жидкости в трубопроводе устанавливается расчетным путем по значению безразмерного числа – критерия Рейнольдса (Re):
где V – средняя скорость движения жидкости;
d – диаметр трубопровода;
– коэффициент кинематической вязкости жидкости.
В потоке жидкости при её движении находятся во взаимодействии две силы – сила трения и сила инерции. Локальные (местные) возмущающие факторы – примеси, неровности поверхности и другое, приводят к появлению сил инерции. Вязкость приводит к неравномерной эпюре скоростей и появлению силы трения.Число Re – мера отношения силы инерции к силе трения.
|
|
При малых скоростях движения силы инерции невелики, и силы трения гасят возмущения (выравнивают траектории). Движение остается упорядоченным, то есть ламинарным. При увеличении скорости силы инерции растут, а силы трения практически не меняются, струйки распадаются на отдельные вихри, и наступает турбулизация потока. Число Рейнольдса, при котором ламинарное движение сменяется турбулентным, называется критическим (Reкр). Критическое число Рейнольдса определяется экспериментально и приводится в справочной литературе.
При определении режима движения необходимо вычислить по известным параметрам расчетное число Рейнольдса и далее сравнить его с критическим значением для данного случая.
Если Re < Re кр– ламинанарный режим движения;
Если Re > Re кр– турбулентный режим движения.