Перед выполнением лабораторной работы необходимо ознакомиться с инструкцией и убедиться в исправности установки.
1. Открыть краны (5) и (6).
2. Наблюдать за режимами движения жидкости в стеклянном трубопроводе (3) в зависимости от степени открытия крана (5).
3. Установить визуально ламинарный режим движения, переходное состояние и турбулентный режим.
4. Снять значения расхода жидкости по показанию счетчика (4).
5. Вычислить для каждого опыта значение скорости течения жидкости по формуле:
. (3.22)
Струйка подкрашенной жидкости (рис. 3.12) движется параллельно оси трубопровода и не смешивается с водой. Режим движения ламинарный – Re < 2320. Струйка подкрашенной жидкости пропала (рис. 3.13) – жидкость перемешалась с водой. Режим движения турбулентный – 10000 < Re.
Рис. 3.12. Движение жидкости при малых скоростях
Рис. 3.13. Движение жидкости при больших скоростях
Таблица 3.3
Результаты измерений
Параметр | Единицы измерения | Способ определения | Результаты измерений | ||
Расход воды, | л/мин | измерение | |||
м3/с | |||||
Скорость течения, | м/с | ||||
Критерий Рейнольдса (расчетный) | б/р | ||||
Режим движения | визуально |
6. Определить экспериментальное значение числа Рейнольдса по формуле:
|
|
(3.23)
7. Сравнить результаты экспериментальных и теоретических исследований.
8. Результаты оценок занести в таблицу 3.3.
Вопросы для контроля
1. Чем можно объяснить появление различных течений жидкости?
2. Как влияют режимы движения жидкости на гидравлические процессы?
3. Каковы границы областей турбулентного и ламинарного течений жидкости?
4. Как определить критерий Рейнольдса?
Литература
1. Башта, Т.М. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: учебник для машино-строительных вузов /Т.М. Башта, С.С. Руднев, Б.Б. Некрасов и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Машиностроение, 1982. – 423 с.
2. Идельчик, И.Б. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / И.Б. Идельчик.-М.: Машиностроение, 1995. – 559 с.
3. Статистическая обработка экспериментальных данных: методические указания по выполнению лабораторной работы. – Орел:
ОФМИП, 1992. – 20 с.