Дискуссия «Современное искусство в массы: Артбатфест и Арт-площака. Опыт организаторов, мнения публики»

26 июля Арт-центр социального клуба Баттлер продолжил серию дискуссий о современном искусстве. От общих тем «Художник и Гражданин: 2 в 1» и «Язык искусства», мы перешли к более узким и локальным, и обратились к организаторам недавно прошедшего в Алматы «Артбатфеста», а так же к организаторам проходящего этим летом проекта фонда Алмадениет «Артплощадка».

У дискуссии было сразу несколько целей - предоставить возможность организаторам этих двух мероприятий поделиться своим опытом популяризации современного искусства, а так же организовать обратную связь с той публикой, которая побывала на этих мероприятиях, и составила о них свое мнение.

На дискуссию были приглашены современные художники, в том числе принимавшие участие в проектах, кураторы, искусствоведы, галеристы, люди, тем или иным образом вовлеченные в творческие процессы, а так же обычная публика.

Спикерами были директор фестиваля «Артбатфест» Оксана Кан и куратор проекта фонда Алмадениет «Арт-площадка» Галина Корецкая.

Первым спикеров была Галя, которая рассказала о том, что «Артплощадка» - в первую очередь – социокультурный проект, идея которого родилась благодаря опросу, проведенного фондом «Алмадениет» в ноябре 2011 года. Соц. опрос касался культурной жизни Алматы, насколько часто и какие именно культурные мероприятия люди посещают. Опрос проводился среди 500 человек, и показал, что основной проблемой малой посещаемости культурных мероприятий, проходящих в городе, является нехватка времени и плохая информированность об этих событиях. Поэтому была сформирована культурная программа, которая проходит в шести из семи районов города Алматы (кроме Алмалинского, в котором и так много культурных событий), состоящая из разных жанров – в основном сценического – искусства. Галя упомянула, что был проведен поиск художников и коллективов, и, к сожалению, оказалось не так уж много проектов, которые можно отнести именно к современному искусству.

Галя рассказала, что за те два месяца, что идет проект, прошло 18 концертов, в которых приняло участие сорок коллективов, и десять тысяч зрителей посетило эти концертные программы.

Галя объяснила структуру проекта, - центр которого– это фонд «Алмадениет», и исполнитель - агентство «EZ Solutions», которое осуществляет связи с артистами, занимается логистикой и технической поддержкой. В рамках проекта так же проходят показы старых фильмов, предоставленных киностудией «Казахфильм», и ярмарки-продажи прикладного искусства. Галя считает, что «Артплощадка» воплощает заявления правительства об объединении народов Казахстана.

Два первых вопроса задала Валерия Ибраева, которая возглавляла Центр Современного Искусства в Казахстане и Центральной Азии при фонде Сорос, - с 1998 по 2008 год. Первый ее вопрос звучал так - просматривает ли акимат работы проекта, - Галина ответила, что нет, мы были независимы в подборе выступающих, и второй вопрос Валерии был - где вы искали современного искусства и не нашли его? Ответ Галины был, что она, как куратор, ориентировалась на сценическое искусство, которое достаточно плохо представлено в Алматы, много проектов находится на стадии разработки идеи, и еще одни критерий отбора был такой, что проекты не должны были быть слишком заумными для простого зрителя.

На вопрос, будет ли проект регулярным, Галя ответила, что да, мы планируем проводить «Артплощадку» систематически. На вопрос – к чему вы стремитесь, Галя поделилась тем, что в будущем фонд «Алмадениет» планирует давать гранты на реализацию проектов. Снова Валерия Ибраева поинтересовалась – будет ли расти качество проектов, и Галина ответила, что надеется, что да. По словам Гали, «Артплощадка» считает своей главной функцией не образование, а скорее знакомство широкой публики с разными культурными жанрами. Валерия в свою очередь рассказала о проекте художников Комара и Меламида «Выбор народа», и предложила сделать в рамках «Артплощадки» нечто подобное. Художница Сауле Сулейменова заметила, что «Арт-площадка» сложное название для обычного обывателя. И что не все понимают, что же это такое, и искусство, как вещь достаточно элитарная, должно именно таким постепенным образом идти в широкие массы. На вопрос Гали, готова ли Сауле сделать проект в рамках «Арт-площаки», художница отреагировала с большим энтузиазмом. Затем слово взял Владимир Филатов, основатель галереи современного искусства «Тенгри Умай», который отметил, что проект угадал ностальгию народа по советским временам, когда проводились концерты на открытых эстрадах в парках, и смог дать новую жизнь таким начинаниям. Очень теплый атмосферный проект, в целом нравится Владимиру, который считает, что проект состоялся, и надеется, что он перейдет во что-то большее, так как сейчас взяты готовые проекты сложившихся коллективов и художников, и самое главное – продолжать, чтобы у художников, которые почувствовали запрос, не было разочарования. На это Галя заметила, что это в первую очередь социокультурный проект, а не проект из разряда «искусство ради искусства».

После короткого перерыва Оксана Кан – директор «Артбатфеста» – рассказала о фестивале. Она отметила, что в этом году акимат Алматы оказал не только административную, но и финансовую поддержку фестивалю, что был зарегистрирован общественный фонд «Евразийский культурный альянс», и это заметно облегчило работу фестиваля с международными институциями, такими, как British Council, Alliance française, Гете-институт. Оксана привела статистику фестиваля – результаты этого года. Было сделано: 70 инсталляций, при этом изготовлено - 49, участники фестиваля - 40 авторов, театры, танцевальные коллективы - 15, а так же 5 работ в жанре видео – арта, фотоарт- 13, живопись и графика - 13, проекты - 8, музыканты - 14 коллективов.

Первый вопрос снова прозвучал от Валерии Ибраевой, которая спросила, не пробовал ли «Артбатфест» выращивать для себя художников? Оксана ответила, что Молдакул Нарымбетов хотел сделать образовательную программу для художников, и пока что фестиваль делает в этом направлении первые шаги, но уже со следующего года собирается создать арт-резиденцию для художников. Пока что художники получают поощрение только в виде возможности изготовления своих работ на фестивале. В основном это касается работ в жанре инсталляции. Возник вопрос, насколько государство, которое частично финансирует «Артбатфест», влияет на фестиваль. Ответ Оксаны был таков – да, влияет. Мы же в городе, и вынуждены вписывать наши работы в городскую среду, и соответствовать ее условиям. У художницы Кати Никоноровой возник вопрос – а не лучше ли было сделать одну, но качественную экспозицию, чем делать несколько точек в городе. Оксана заметила на это, что, по их мнению, правильно присутствие фестиваля на нескольких площадках. Много было вопросов об акте вандализма на фестивале, и Оксана высказала мнение, что неподготовленная публика пока еще ведет себя, как ребенок, который не знает, что можно делать с непривычной и новой игрушкой, поэтому ломает ее. Валерия Ибраева спросила, насколько – по мнению организаторов, на фестивале была реализована концепция «Начало Света», даже исходя из опыта Оксаны, как художника фестиваля, чья инсталляция также пострадала от зрителей. Оксана продолжала говорить о своем зрителе, как о ребенке, который не знает, как обращаться с вещью, и поэтому ее ломает. Оксана не согласилась с Валерией, что на Арбате, после разгрома инсталляций, произошло «не начало света, а скорее конец света». Так же Оксана не согласилась с Владимиром Филатовым, который высказал мнение о том, что фестиваль постепенно устает и сдувается, привлекая все меньше работ казахстанских художников, привозя российских кураторов. Владимир отметил, что есть определенная казуистика в анонсировании сроков фестиваля, чьи активности на этот раз проходили три дня, а заявлены были на месяц, на что Оксана заметила, что инсталляции простояли именно месяц. И организаторы – по ее словам, - учли опыт прошлого года, когда каждую субботу в мае лил дождь. На что кто-то резонно заметил, что в этом году фестиваль проходил в основном в июне. Оксана много говорила о том, что фестиваль открыт, для спонсоров, участников и широкой публики, но на вопрос того же Владимира Филатова – каков процент финансового участия акимата, ответить отказалась, перенаправив вопрос в акимат, сказав только, что – «мы партнеры». Валерия Ибраева отметила, что ее смущает низкое качество многих фестивальных работ. Самый большой вопрос у нее вызвала целесообразность привоза громоздкой итальянской мозаики, которая сделана в шестидесятые годы, не является паблик-артом, а скорее элитарным, пусть и очень красивым объектом, и подчеркнула, что затратная доставка и участие именно этой работы, была обусловлена личными пристрастиями спонсора фестиваля. Оксана парировала на это, что мозаика воплощает идею того, что искусство, это «капля золота, которая все очищает», но на вопрос – идея ли это организаторов фестиваля, ответила, что нет, это идея конкретно этой работы. Валерия рекомендовала организаторам в следующий раз привозить более легких на подъем и менее дорогостоящих артистов и их объекты, которые смогут создать атмосферу общения и обмена опытом, которая так важна для фестиваля.

Один из последних вопросов Оксане задала присутствующая на дискуссии Десси Гаврилова, директор «Красного дома» - центра современного искусства Болгарии, которой хотелось узнать, для кого делается фестиваль, и как организаторы отслеживают свою публику. Оксана ответила, что в основном они руководствуются непосредственной реакцией публики, которая ходит, смотрит и выражает свое мнение, а так же высказывается в соц. сетях.

В конце дискуссии Оксана рассказала об изменениях в команде фестиваля, представив Диму Дишанди, который так же является организатором фестиваля «Fore», и нового PR-директора фестиваля, Ботагоз Жуманову.

Социальный клуб Баттлер и в дальнейшем намерен продолжать дискуссии о современном искусстве.

Контакты:

Социальный клуб Баттлер: +7 727 390 1000

Координатор дискуссионной площадки Мария Вильковиская: +7 777 27 22 178

battler.kz


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: