1) Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Вы взялись за дело. Следовательно...
2) Если хочешь быть оратором, учись выразительно говорить. Вы учитесь выразительно говорить. Следовательно...
3) Не знаешь – не спорь. Вы не знаете. Следовательно...
4) Не знаешь – не спорь. Вы знаете. Следовательно...
8. В середине XX века Х. Перельман, один из основоположников неориторики (теории аргументации), в своей книге «Аргументативная риторика» представил различие между формальным (аналитическим) доказательством и риторической (диалектической) аргументацией следующим образом:
ФОРМАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО | РИТОРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ | |
Знаковое (языковое) представление | знаки лишены неопределенности: А, Б, С определены в ходе предыдущих доказательств, и если А = Б, а В = С, то А = С | неопределенность знаков не исключена (содержание понятий, входящих в обсуждаемое положение, неодинаково для различных людей (см. например, содержание понятия «совесть») |
Доказательство | доказательство ведется по определенным правилам, схемам, на искусственном, формализованном языке | доказательство ведется на естественном языке |
Аргументы | аксиомы не подлежат обсуждению (А = Б, Б = С) | принятие тезисов говорящего слушателем зависит от авторитета говорящего (нравственных качеств, уровня интеллекта, способности воздействовать на чувства) |
Используя схему, подготовьте примеры логической и риторической аргументации.
|
|
9. В вариациях писателя и поэта С. Маршака на тему кавказской народной сказки «Про двух соседей» говорится о том, как бедный сосед пришел к богатому просить осла, чтобы съездить на рынок. Богатый отказал ему, сославшись на то, что осла нет дома, хотя из сарая раздавался крик животного. На упрек соседа он отвел вопросом: «Ослу ты веришь моему, а мне не хочешь верить?». Восстановите полный ход аргументации обоих соседей и найдите ее «слабое звено».