В начале XVIII в. в Европе зародилось Просвещение – идейное течение, прогрессивное в своей основе и связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. Фундаментальная идея европейских мыслителей – идея переустройства жизни на разумных началах была унаследована из предшествующей эпохи. Переустройство понималось как результат распространения в обществе положительных, практически полезных знаний. В связи с этим особое внимание уделялось правителям, так как просвещенные монархи Европы, по мнению философов, должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих государств. Поскольку же новому знанию противостояло христианское вероучение, то свою главную задачу философы-просветители видели в борьбе с религиозными догмами.
Просвещение достигло своего расцвета во Франции. Философы-просветители идеологически подготавливали общество к революции.
Ф.Вольтер (1694–1778) – один из известных представителей Просвещения во Франции. Творчески восприняв учения Дж.Локка и И.Ньютона, он пришел к пониманию философии как действенного орудия разума в борьбе против неразумного, доживающего свой век общества. Творчество мыслителя проникнуто антицерковными настроениями. “Раздавите гадину!” – таков призыв Вольтера к обществу. Общественное устройство, по его мнению, должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей. “Я могу быть не согласным с вашим мнением, – писал Вольтер, – но отдал бы жизнь за ваше право высказывать его”.
|
|
Ж.-Ж.Руссо (1712–1778) – один из наиболее влиятельных идеологов Просвещения. Он был первым, кто указал на противоречивый характер общественного прогресса. В трактате “Об общественном договоре” (1762) философ разработал концепцию такой организации общества, которая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отношения, равенство всех лиц и признание ими основных законов. Исходя из договорной теории, Ж.-Ж.Руссо обосновал право народа на восстание против деспотической власти.
Ш.Монтескье (1689–1755) – видный представитель Просвещения. В работе “О духе законов” (1747) предложил новый взгляд на сущность общества. Его главной идеей явилась идея сопряжения законов и естественной среды. Законы, как считал Ш.Монтескье, должны иметь определенное отношение к физическому характеру страны, климату, характеру почвы, ее положению, площади, а также способу жизни народов. Мыслитель пытался объяснить принципы развития общества естественным образом. Однако, утверждая, что природная среда имеет определяющее влияние на развитие общества, он переоценил это влияние.
|
|
Другой исторической формой философии Просвещения во Франции явился материализм Ж.Ламетри (1709–1751), П.Гольбаха (1723–1789), Д.Дидро (1713–1784), К.Гельвеция (1715–1771)и др. Особое внимание философов-материалистов привлекал человек. Он рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реальными физическими отношениями. Они считали ощущения единственным источником знаний человека о внешнем мире. Подчеркивая роль ощущений в познавательном процессе, просветители-материалисты недооценивали всей значимости мышления как высшей ступени познания.
Д.Дидро, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах были также воинствующими атеистами. Религия рассматривалась ими как результат невежества, поскольку они еще не знали социокультурных и социально-экономических причин ее происхождения.
Поистине титаническим трудом французских материалистов стало создание знаменитой 35-томной “Энциклопедии”, в которой с просветительских позиций была дана оценка всего того, что было достигнуто человечеством в области ремесел, искусств и наук. Французский материализм XVIII в. оказал огромное влияние на общественно-политическую жизнь. Идеологи Французской революции широко использовали его идеи.