Основные философские школы и направления

Предпосылки русской философии уходят в глубь славян­ской истории. Ценными источниками русской средневеко­вой мысли являются “Слово о законе и благодати” (XI в.), “Сло­во о полку Игореве” (XII в.), “Повесть временных лет” (XI–XII вв.) и др.

Во времена формирования и укрепления московского го­сударства вызревает идея “Москва – третий Рим”. Этот иде­ал православного царства впоследствии будет постоянно до­минировать в русской мысли. Несовпадение же его с реаль­ной практикой социально-государственной жизни послужит источником многих драматических противоречий в общест­венном сознании, включая современность.

В XVII в. философскую мысль России захватывают новые интересы. Если раньше господство в ней принадлежало тече­ниям византийского типа, то в XVII в. на смену приходит за­падноевропейская схоластика. Ее очагами были Киево-Мо­ги­лянская и Московская духовные академии. Наиболее вид­ные представители – братья Иоаникий и Софроний Лихуды.

В XVIII в. в России заявляет о себе материализм как фи­лософское течение (М.Ломоносов, А.Радищев). Философ­ские взгляды этих мыслителей формировались под влияни­ем идей европейского Просвещения. Если достоинство мате­риалис­ти­чес­ких воззрений М.Ломоносова в том, что они опирались на естественнонаучный материализм, то в центре философии А.Ра­­дищева была проблема человека. Философ намечал под­хо­ды не к абстрактному индивиду, а к живому, конкрет­ному человеку, искал пути его освобождения.

У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоял П.Чаадаев (1794–1856), завершивший свой знаменитый цикл из восьми “Философических писем” к началу 30-х гг. XX в. В них главенствующей идеей предстает идея единства религии и философии. В конечном счете П.Чаадаев строит свою си­сте­му, в которой сочетает элементы “философии то­таль­но­сти” с установками “философии индивидуальности”, т.е. ре­ли­гиозного и личностного начал. Первой историче­ской раз­но­видностью “философии тотальности” была фило­софия сла­вя­нофилов (И.Киреевский, А.Хомяков, И.Акса­ков и др.). Пра­во­славие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания, монархия – как идеальная фор­ма социума, крес­тьян­ская община – как идеальный нрав­ственный мир.

В полемике со славянофильством складывалось запад­ни­че­ство (разновидность “философии индивидуальности”). Его пред­ставители ориентировались на западноевропейскую ци­ви­лизацию, тяготели к материализму и атеизму. Филосо­фию Г.Гегеля М.Бакунин, В.Белинский, А.Герцен воспри­няли как “алгебру революции”.

Западниками было положено начало традиции русского Про­свещения. Философия русских просветителей 40–60-х гг. строилась как альтернатива славянофильской “философии тотальности”. Наиболее полно материалистическую филосо­фию просветителей представлял Н.Чернышевский (1828–1889). В статье “Антропологический принцип в философии” обоснование единства и целостности человеческого организ­ма осуществляется автором как результат трактовки всего бы­тия в виде многообразия форм материи.

Мощное воздействие на идейное развитие России конца XIX–XX в. оказал Ф.Достоевский (1821–1881). В набросках “О системе истинной философии” он представил свою аргу­ментацию в пользу бессмертия души и выдвинул концепцию, делящую историю человечества на три стадии: патриархаль­ность, цивилизация, христианство. С позиций этой схемы он полемизировал по поводу социализма, считая его внеш­ним ус­тройством человечества. Ф.Достоевский предельно обна­жил истину, выстраданную опытом многих поколений: нет на земле и не может быть такой цели, ради достижения которой была бы допустима жертва.

Отправной точкой философско-религиозного учения Л.Тол­стого (1828–1910) была идея создания “новой рели­гии”, соответствующей развитию человечества, религии Хрис­­та. “Камень веры” Л.Толстого – принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел в системах буддиз­ма, даосизма, конфуцианства.

Тема подлинного и мнимого прогресса стала главной в уче­нии Н.Данилевского (1822–1885). В труде “Россия и Ев­ропа” (1869) он продолжил начатую славянофилами идею ев­ропоцентризма. Отличительная черта выводов книги состоя­ла в открытом провозглашении русской, славянской точки зрения и выдвинутом на первый план критерии всех пози­ций и решений – политическом интересе русских и всех славян.

Философия В.Соловьева (1853–1900) явилась заверша­ю­щим синтезом русской религиозной философии XIX в. За­пад­ному “рационализму” он противопоставил идеал “свобод­ной теософии”, совмещающей эмпиризм, рационализм и мис­ти­ку. Социальный идеал В.Соловьева – “вселенская церковь”, объединяющая православие, католицизм и про­тестантизм. Реа­лизация этого идеала предполагает созида­ние “бого­че­ло­ве­чества” – конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретают свое единство вера в Бога и вера в Чело­ве­ка.

Ярким продолжателем русской религиозной философии был С.Булгаков (1871–1944). Он ставил в центр проблему Софии – Божественной Премудрости. Строить софиологию С.Булгаков начинает с экономической проблематики. Этому посвящен труд “Философия хозяйства” (1912). С.Булгаков последовательно вскрывает “софийные корни” хозяйствен­ной деятельности в труде, производстве, потреблении и др. Мыслитель затрагивает также вопрос о “корнях” науки, ис­кусства, других форм деятельности человека и приходит к выводу, что человеческое творчество в знании, хозяйстве, культуре, искусстве софийно.

Свое завершение идеи С.Булгакова получили в книге “Фи­ло­софия имени” (изд. 1953). В ней автор представил своеоб­раз­ную философию слова, соединившую неоплатоническую, пат­ристическую, гегелевскую традиции с идеями В.Гум­больд­та и других известных исследователей языка.

Один из самых оригинальных философских умов Рос­сии – Н.Бердяев (1874–1948). В начале творчества целью мыслите­ля является образ христианской философии, при­званной вы­ра­зить целостно и универсально человеческий опыт. Итогом творческих поисков явилась работа “Филосо­фия свободы” (1911). В ней Н.Бердяев выступает как про­должатель тради­ций русской философии. В 1916 г. вышла работа “Смысл творчества. Опыт оправдания человека”. Центральный стер­жень этого труда – идея творчества как откровения че­ло­века, как со­вместного с Богом продолжающегося тво­ре­ния. С 1922 г. Н.Бердяев живет за границей, где публикует работы “Фило­софия неравенства. Письма к недругам по социаль­ной философии” (1923), “Смысл истории. Опыт философии челове­ческой судьбы” (1923), “О назначении че­ло­века. Опыт пара­доксальной этики” (1931). Последнюю мыслитель считал наи­более совершенной своей книгой. Один из основных ее тези­сов гласит: творчество возможно при до­пущении свободы, не детерминированной бытием, не вы­водимой из бытия.

Итак, рациональному знанию просвещенной и цивилизо­ванной Европы русскими мыслителями были противопо­ставлены фундаментальные и вечные нравственные поня­тия – любви, свободы, сострадания, совести и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: