Характеристика основных типов организаций (по Оучи)

Организация типа «А» (американская модель) Организация типа «J» (японская модель) Организация типа «Z» (маркетинговая модель)
1. Найм работников на относительно короткое время 1. Пожизненный найм работников 1. Долгосрочный найм
2. Индивидуальное принятие решений 2. Коллективное принятие решений 2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность 3. Коллективная ответственность 3. Индивидуальная ответственность
4. Быстрое развитие и продвижение 4. Медленное развитие и продвижение 4. Медленное развитие и продвижение
5. Механизмы явного, точного контроля 5. Механизмы косвенного контроля 5. Косвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) 6. Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход) 6. Умеренно специализированная карьера работников
7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику 7. Целостный (холистический) подход к работнику как личности 7. Целостный (холистический) подход, включая семью

Новая философия управления основана на системном и ситуационном подходах. Фирма — «открытая система». Главные предпосыл­ки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и при­спосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означа­ет, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения со­противления переменам.

Новая концепция управления требует новых установок персона­лу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т.п.).

Специалисты справедливо считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторов, ко­торые определяют выбор управленческой модели:

- размер фирмы;

- характер продукции;

- характер среды, в которой она действует.

С точки зрения последнего фактора выделяют следующие модели управления:

- модель рационального внутрифирменного управления в спокой­ной внешней среде;

- модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;

- модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;

- модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникаю­щим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, ибо меняются сама фирма и ее среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет. Общее же направление эволюции — переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к моде­ли управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:

- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;

- небольшое число уровней управления;

- структура, основанная на группах (командах) специалистов;

- характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.

По мнению российских специалистов, принципами управления XXI века являются:

1. Лояльность к работающим.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работаю­щего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворен­ность работой.

8. Непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менед­жер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: